Такой копилефт можно назвать пассивным, или слабым: ты можешь копировать, но не обязан. Я же предлагаю активный копилефт, т.е. сильную его формулировку. Его можно назвать копиап, copyup, указывая направление не направо и не налево, а вверх. Ты можешь воспроизвести для себя данное произведение только при условии, если ты согласен его воспроизвести хотя бы в одном дополнительном экземпляре. Разумеется, это чисто моральное обязательство, никто не будет тебя проверять или судить за его неисполнение. Ты просто должен знать, чего автор, держатель копиап'а, ожидает от тебя: прочитал сам – дай почитать другому, перешли хотя бы одному другу, воспроизведи в своем журнале или на сайте хотя бы одну часть этого текста. Полный копиап предполагает обязательство воспроизвести весь текст, а частичный – хотя бы одну цитату.
Таким образом, копиап возвращает нас к копирайту, т.е. к условию некоторой оплаты за пользование произведением. Но если в копирайте это денежная возмещение, т.е. в копиапе – возмещение тем же, за что возмещается, т.е. размножением данной вещи. Ты покупаешь право на копию данной вещи обязательством распространения другой ее копии. Если ты ее потребляешь, то согласись ее передавать в употребление другим. Это чисто моральное, не юридическое отношение.
Идеи и тексты хотят размножения и могут быть размножены без ущерба для первовладельца (автора). В этом их отличие от материальных вещей. Если поделишься яблоком хотя бы с одним человеком, тебе останется только половина. Если поделишься идеей или текстом, их прибудет у других людей, а у тебя не убудет. Поэтому copyup - вперед и выше – отражает волю самих текстов к размножению. Конечно, в отличие от чистой идеи, текст еще и материален, и поэтому copyright, как право автора пользоваться плодами своего труда, получать гонорар за издание, не может быть отменено. Но нельзя отменить и право автора самому выбирать, какое из трех вышеупомянутых прав он устанавливает для своего текста.