Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Category:

Ретро-премии

Года 3 назад я предложил присуждать литературные премии писателям прошлого.  Прочитал впервые "Санина" М. Арцыбашева - и так захотелось чем-нибудь его наградить, особенно по контрасту с литературным фоном и лауреатами текущих лет. Я назвал это ретро-Букером. И вот, кажется, сам Букер грозит превратиться в ретро... Но идея ретро-премии не канула. Только что состоялось присуждение премии "Нос" за литературные достижения  1973 г.  Награды жюри удостоились "Прогулки с Пушкиным" Абрама Терца. Вот порадовался бы Андрей Донатович своей, пусть посмертной победе над Александром Исаевичем ("Архипелаг", 1973), спору с которым, можно сказать, посвятил свою жизнь. И хотя Солженицын получил Нобелевку, а Синявский остался с "Носом", никому не избежать суда потомков.

Почему так важен статус ретро-премий именно в России? Не только потому, что страну швыряет из эпохи в эпоху как из крайности в крайность, и, чтобы исправить пристрастность ("партийность") современников, потомкам приходится постоянно пересоздавать свое прошлое. С русской литературой еще и та беда, что она слишком подвластна своей "генеральной линии", негнущейся установке на каноны и авторитеты. Есть некий Список, куда входят 12 – 15 имен: Гоголь, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой, Лесков, Горький, Белый, Булгаков, Платонов, Набоков, Солженицын (я говорю о романистах)... Даже студенты удивляются: какой курс по русской литературе им ни преподают, хоть на философские, хоть на социальные, нравственные, стилистические темы, – все время одни и те же имена. В нашей истории – как в географии: резкое деление на центр и периферию. Есть Москва и Петербург, а все остальное покрывается общим названием Тьмутаракань, куда никто не заглядывает. Арцыбашевы, Боборыкины, Нарежные, Решетниковы, Успенские - все это литературная Тьмутаракань, и по большому счету разница между ними – как между Нарьян-Маром и Улан-Удэ для жителя столицы. Мы все в плане культурного наследия – столичники, воспитанники тоталитарной системы ценностей, которая действует по эстетической линии еще более упрямо, чем по политической. Твердим, что "Пушкин – наше все", как будто речь идет о культурном богатстве, не замечая, что это заклинание иронически оборачивается формулой нищеты: "Все, что у нас есть, - это Пушкин". Ну там плюс Толстой-Достоевский, по Списку, - и минус все остальное. Как будто ничего другого и нет.

Значение ретро-премии мне как раз видится в том, чтобы бросить вызов этому ценностному тоталитаризму и восстановить весь объем, точнее, необъятность литературного прошлого; чтобы можно было ходить по этому полю в любых направлениях, а не топтаться вокруг одной клумбы. Конечно, и сейчас издается множество старых писателей "вне канона", но издать – не значит ввести в общественное сознание. За последние двадцать лет мы освоили механизм становления литературных репутаций и читательского рынка: без премий он не действует. Значит, нужно ввести в премиальный процесс и литературу прошлого, чтобы она тоже втянулась в поле конкурсной разноголосицы, ажиотажа, болений, чтений и перечтений, дискуссий о путях и перепутьях. Кто актуален? Кого возрождать? В чьих зеркалах мы хотим видеть свое настоящее? в чьем свете – свое будущее? Тот же "Санин"– переиздаваться-то он за последние годы переиздавался, и не один раз, но если бы он стал победителем или хотя бы финалистом ретро-премии, его читали и изучали бы неизмеримо больше, что могло бы изменить фон и тенденции современной литературы.

Ретро-премия могла бы стать началом традиции по возрождению разных традиций. Можно было бы учредить премию и за лучшее стихотворение прошлого, и за лучшее филологическое исследование, и за лучший философский трактат... Можно было бы из года в год менять номинацию по большим периодам, например, лучшая недооцененная книга 18-го в., 1-ой половины 19-го, 2-ой пол. 19-го... Так за какие-нибудь пять лет мы совершили бы круг переоценок и возрождений по всей истории русской литературы и начали бы новый цикл... Почему мы придаем такое большое значение последнему году (обычный конкурсный горизонт, горизонтик) и пренебрегаем прошедшими десятилетиями и столетиями, не втягиваем их в свое становление? Когда бы мы отдались простору – и напору - своего прошлого, мы выросли бы во сто раз.
Subscribe

  • Весь мир — эссе.

    На сайте Imwerden — спасибо его создателю Андрею Никитину-Перенскому! — выложен для чтения/скачивания двухтомник моей эссеистики:…

  • Язык — это главное противовирусное средство

    Под таким заглавием на сайте "Полка" опубликовано большое интервью, данное Варваре Бабицкой. Текст прекрасно и многообразно…

  • Предок всего живого.

    Общий предок всех живых существ обнаружен в Австралии (открытие обнародовано сегодня). Червеобразный, размером с рисовое зернышко, жил 555…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments