Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Categories:

23 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ТЕРМИНАЛИЙ



Уже тринадцать лет лет я предлагаю новый праздник, точнее, переосмысление старого. Поэтому с риском оказаться назойливым еще раз помещаю эту маленькую статью.
 


Историки затрудняются объяснить, почему именно 23 февраля было выбрано как дата воинского праздника - "День Красной (Советской) Армии". Официальное объяснение: "в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 г. и мужественного сопротивления германским захватчикам, в честь отпора кайзеровским войскам под Псковом и Нарвой". На самом деле, если 23 февраля 1918 года и шли какие-то бои, то скорее с неблагоприятным для советской стороны исходом. Так, Псков был занят 24 февраля ротой немецких самокатчиков (мотоциклистов), причем, согласно донесению командования, город удалось бы отстоять, если бы было оказано какое-либо сопротивление. Но четыре года спустя, 23 февраля 1922 г., Лев Троцкий подписал декрет Реввоенсовета, который объявлял этот день праздником в честь создания Красной армии в 1918 г..

Сам декрет «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА)» председатель Совнаркома В. И. Ульянов (Ленин) подписал 15 (28 января по н.с.) 1918 года, но на эту дату не обратили внимания, для учреждения праздника она не понадобилась. Позднее, когда Троцкий был осужден и изгнан из страны, происхождение даты все более воспринималось как загадочное. Так, в 1935 году нарком обороны К. Е. Ворошилов в "Правде" отмечал, что "приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".



Подробную историю этого праздника и его фальсификации можно найти на многих сайтах:
http://istorya.ru/articles/23fevr.php

http://newcontinent.ru/original/23-february.htm

http://newtimes.ru/magazine/2008/issue054/doc-40407.
html
http://tewton.narod.ru/history/fevral-23.html

http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl651.htm


Очевидно одно: инициатива праздника 23 февраля принадлежала военному наркому Л. Троцкому, одному из самых эрудированных и глобально мыслящих большевистских вождей, нацеленному на мировую революцию и заинтересованному в широчайших исторических параллелях и символическом обеспечении нового строя, в том числе со стороны древнего Рима, которым вдохновлялась французская революция, в свою очередь вдохновлявшая русскую. Мне представляется, что и военный праздник вряд ли было приурочен к случайной дате, фактически столь расходящейся с его смыслом.

Если искать какую-то историческую или хотя бы мифологическую логику этой даты, то стоит вспомнить, что именно 23-го февраля отмечалось в древнем Риме как праздник священных границ, нерушимых рубежей - "терминов". Под терминами понимались как государственные границы, так и межи частных владений. Кроме большого числа полевых терминов, существовал культ одного Термина: изображавший его камень был помещен в Капитолийском храме, что символизировало нерушимость границ Рима. 


       Земли народов других ограничены твердым пределом; 

       Риму предельная грань та же, что миру дана. 

              Овидий, "Фасты" 



Именно эта символика государственных границ, потенциально совпадающих с границами мира, была сознательно или бессознательно усвоена советским режимом - при полном попрании изначального смысла этого праздника как освящения границ между частными владениями.


Российскому обществу, в период становления институтов частной собственности, праздник Терминалий должен быть особенно близок. Я предлагаю восстановить исходный смысл этого праздника и отмечать 23 февраля не только как День Защитника Отечества, но и как ДеньТерминалий, праздник Меж и Рубежей. 




О Терминалиях рассказывается в эпической поэме Овидия "Фасты", где излагаются календарь римских празднеств и связанные с ними предания:

    Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который 

    Обозначает своим знаком границы полей. 

    Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле,
    Обожествлен ты давно предками нашими был.



Учреждение культа Терминов в Древнем Риме приписывалось второму царю, Нуме Помпилию (8-7 вв. до н.э.) и связано с представлением о святости и нерушимости частного владения. Терминус - по латыни пограничный камень или столб, межевой знак; граница, предел (от глагола "terminаre", размежевывать, отделять, разграничивать, заканчивать). Отсюда "термин" - слово с точно определенным значением, например, обозначающее специальное понятие в науке; "терминал" - вводное и выводное устройство компьютерной системы; часть порта, предназначенная для погрузки и разгрузки; "терминация" - завершение, конец. Знаменательно, что 23 февраля было последним днем старого римского года, тем самым проводя и важнейшую межу во времени. 



Римляне совершали над межевыми знаками обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, считался проклятым и мог быть казнен или оштрафован. Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного знака, термина, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба. Приносились жертвы и возлияния - медом, вином, молоком, зерном, пирогами; закалывались овца или свинья. Терминалии празднуются для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями, сотрудниками, коллегами, соотечественниками, разнопартийцами, всеми, кто разделяется границами - и соединяется ими. Удачно проведенная граница - залог добрососедства. Без терминов, освящающих межи, началась бы междуусобица и война всех против всех. У нас нет ничего более общего, чем границы, разделяющие нас.

Вот как Овидий обращается к термину:

    Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,
    А без тебя бы везде спорными были поля.

    Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен, 

    И по закону всегда сельские межи блюдешь.... 

   Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой, 

    Ты возопи: "Вот твое поле, а это его!.."



Термины должны быть столь же почитаемы в обществе, обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и пенаты - римские божества домашней жизни, хранители очага. В сущности, пенаты и термины вместе охраняют покой общества, одни освящая внутренность дома, а другие - границу участка (двора, поля, надела).



Как же в современных условиях отмечать этот праздник 23 февраля - День Терминалий? В этот день постарайтесь приглашать в свой дом, на свое празднество не только близких, но и далеких, и воздайте должное тем различиям, которые соединяют вас. Одно из правил этого праздника: ни с чем не отождествляться, ничему не противостоять. И тождества, и противоположности - это вырожденные различия. На каждое "раз-" есть свое "со-". Радикал пусть почтит консерватора, а консерватор - либерала. Пусть они совместно, с разных сторон, подойдут к тем терминам, которые разделяют их, - как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились к общему термину, чтобы почтить божество, одаряющее их миром. Праздник Терминалий напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без разделения владений невозможно добрососедство, без разделения труда невозможно никакое общее дело.


    С той и с другой стороны тебя два господина венчают, 

    По два тебе пирога, по два приносят венка... 

    Попросту празднуют все, и пируют соседи все вместе, 

    И прославляют тебя песнями, Термин святой!



Терминировать, т.е. праздновать Терминалии, действовать в духе почитания терминов - это отгрАнивать свои отношения с другими людьми, с представителями других возрастов, профессий, конфессий, достатков, политических воззрений. Искусство терминации - быть может, самое трудное из всех искусств, которые осваивает теперь Россия, более привычная к подвигам преодоления границ. Терминация не имеет ничего общего ни с агрессией, ни с аскетизмом, ни с воинской удалью, ни со смиренным подвижничеством, - это искусство проведения границ, выделения формы из хаоса.


Не случайно праздник меж и границ отмечался столь торжественно именно в самой грандиозной из всех империй древнего мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов - это празднование самой имперской идеи как внутренней неделимости и неслиянности составляющих ее краев и провинций. Вот почему для современной России, все еще остающейся империей, так важно освящать не только внешние, но и внутренние рубежи, как знаки своей многосложной целостности. В этом плане из всех римских обычаев именно Терминалии могут занять особое место в ново-российском календаре. 


День Защитника Отечества и праздник Терминалий - это в сущности, двуединый праздник: охрана внешних, государственных рубежей - и почитание внутренних рубежей, границ частной собственности, материальных и интеллектуальных владений. 


При всей любви России к праздникам, порой избыточной, на частную собственность это пока не распространяется. Среди общенародных праздников должен быть и такой, который празднует неоднородность этого самого народа, разнообразие владений, укладов, внутренних межей и границ, из которых слагается такая огромная земля. Вот почему так важно отмечать День Терминалий, праздник Меж и Рубежей. 

Tags: borders, feast, termin
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments