Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Categories:

Далай-лама и филогнозис

Был на встрече с Далай-ламой. Вообще он числится профессором нашего университета (Эмори), но бывает здесь три дня в году, и на этой неделе проводил как бы office hours, отвечал на вопросы. Внешность у него доброго хитреца или хитрого добреца, такая смесь естественна в духовных людях, которые как бы чуть-чуть лукавят, чего-то недоговаривают. Апофатика! Сам Господь такой же, о чем будет отдельный пост ("Остроумие добра").

Далай-ламу спросили о разных религиях. Он сказал, что человек должен иметь только одну религию, а в обществе должно быть много религий. Но у каждого должна быть своя и только одна, и пусть всем хорошо будет оттого, что у других людей другие религии.   Он уже 35 лет  посещает разные храмы и святые места, в том числе христианские. Однажды, когда он был в Фатиме, маленькая статуя Мадонны, на которую он оглянулся, улыбнулась ему. А перед образом Христа он плакал, потому что вдруг понял, что в христианстве исповедуется та же мысль о великой любви и сострадании, которая лежит в основе тибетского буддизма. Далай-лама говорит очень просто, скорее как первокурсник, чем как профессор. 

Далай-ламу спросили о лесбиянстве. Он сказал, что все люди очень разные, но все обязаны в этой жизни быть счастливыми. Несчастье - самое большой грех  против назначения человека.

Поэтому ему не нравится критицизм, господствующий в западном обществе. Западный ум одержим критикой недостатков и их исправлением, и это вроде бы хорошо, но плохо то, что такой критицизм исходит из несчастного сознания. "Критицизм не бывает позитивным".

Эта мысль мне близка. Тот метод познания, который я предлагаю, называется филогнОзис - познание любовью (philognosis; греч. philio люблю + gnosis, знание). Любовь есть источник, цель и способ познания, в том числе научного.

В названии важнейших гуманитарных наук, "философии" и "филологии", недаром лежит понятие "любви", филии. Она-то и есть та нить Ариадны, которая может провести нас через любой методологический лабиринт. Что лежит в основе научных занятий? Очевидно, любовь к тому, что изучаешь. Если ты не любишь предмет, зачем отдавать столько сил и времени его изучению? Но если ты любишь предмет, то не станешь с самого начала его подозревать в том, что он не такой, каким представляется. Методология критицизма, подозрения, ревности, разоблачения тоже связана с любовью, но не удавшейся. Наукой занимается огромное число людей, неспособных любить и привносящих в своё занятие ту подозрительность, раздражительность, душевную немочь и пустоту, которая гонит их от одного разоблачения к другому. 

Если мы изучаем какой-то предмет, потому что любим его, то любовь эта сама задаёт метод нашей познавательной деятельности. Как во всякой любви, мы хотим всё знать о любимом, мы разыскиваем свидетельства о нём, наблюдаем его привычки, склонности, свойства характера. Мы записываем и бережно храним в памяти все, что знаем о нем, и пытаемся понять, что он и кто он, что сделало его таким и чего от него ожидать в будущем. Мы пытаемся посмотреть его глазами на окружающий мир и посмотреть на него глазами других людей.

Но главное в любви, как писал ещё Платон в "Пире", это желание рождать с тем, кого любишь. Если ты, лингвист, по-настоящему любишь язык, тебе хочется не просто изучать его, но по-новому говорить на нем, производить с ним и от него новые слова, грамматические новообразования. Если литературовед любит литературу, ему тоже хочется рождать с ней, то есть производить идеи новых жанров, приёмов, течений. Эта методология, филогнозис, переходит в "концептивизм" (латинское conception - это и концепция, и зачатие). Мыслить концептуально - значит мыслить концептивно, то есть зачинать от предмета своей любви, производить совместное потомство. Многие методологии в современной гуманистике контрацептивны, поскольку препятствуют такому зачатию.
          



Tags: dalai-lama, humanities, kindness, love, philognosis
Subscribe

  • Время, назад! От ретро- к некро-.

    "— Мертвые следуют за нами, — сказал Леголас. — Я вижу тени всадников, тусклые стяги, как клочья тумана, копья, точно…

  • Поездка в Виттенберг.

    Поскольку путешествия отменены (пандемия — сильнейшая "культура отмены", "cancel culture"), возвращаемся памятью в…

  • Весь мир — эссе.

    На сайте Imwerden — спасибо его создателю Андрею Никитину-Перенскому! — выложен для чтения/скачивания двухтомник моей эссеистики:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 34 comments

  • Время, назад! От ретро- к некро-.

    "— Мертвые следуют за нами, — сказал Леголас. — Я вижу тени всадников, тусклые стяги, как клочья тумана, копья, точно…

  • Поездка в Виттенберг.

    Поскольку путешествия отменены (пандемия — сильнейшая "культура отмены", "cancel culture"), возвращаемся памятью в…

  • Весь мир — эссе.

    На сайте Imwerden — спасибо его создателю Андрею Никитину-Перенскому! — выложен для чтения/скачивания двухтомник моей эссеистики:…