Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Categories:

К типологии желаний

1. Рассеянное, или облачное желание.
Молодой человек идет по улице, окутываясь облаком мимопроходящих красот. Он скользит взглядом, оборачивается, и ему кажется, что в объятия к нему может попасть вся женская прелесть, какая только есть на свете. Это рассеянное, или облачное желание, которое вбирает в себя совокупность желаемого, не выделяя отдельно лица, индивидуальности и довольствуясь таким весенним или вечерним парением в приятной области абстрактно возможного, предвкушаемого. Такое облачное желание описано в раннем рассказе В. Набокова "Сказка": "Фантазия, трепет, восторг фантазии... Эрвин хорошо это знал.... Ежедневно, дважды в день, в трамвае, который вез его на службу и со службы обратно, Эрвин смотрел в окно и набирал гарем".


2. Расколотое, или буриданово желание.
Оно выделяет несколько желанных существ, не решаясь, какое предпочесть: делая шаг к одному, тут же чувствует растущую тягу к другому, и танцует, как кукла, на растягивающихся и сокращающихся резинках таких влечений, становясь все более несчастным желанием, раздерганное непримиримой множественностью своих предметов.

3. Химерическое желание.
Оно решает проблему несчастного желания, вылепливая свой идеальный предмет из двух или многих составляющих, подобно Агафье Тихоновне из "Женитьбы" Гоголя. "Если бы губы
Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять
сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй,
прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича -- я бы тогда тотчас же
решилась. А теперь поди подумай! просто голова даже стала болеть." Голова болит, а сердце радуется, создавая химерический предмет желания и пытаясь им обладать в полуреальности-полуфантазии. Если такая А.Т. выйдет замуж за губы, то нос и дородность она будет воссоздавать в эротических грезах, отдаваясь им с закрытыми глазами.

4. Небрежное желание.
Это искусно пригашенное, приспущенное желание, которое как бы пренебрегает своим предметом, проходит по касательной к нему, слегка задевая, чтобы этими полумерами себя сберечь - и разжечь. Оно всегда смещено, периферийно по отношению к своему предмету и лишь нехотя, как бы подчиняясь внешнему поводу и притяжению, дает привлечь себя ближе. Но это вовсе не отсутствие желания, это тонкий способ его проявления, лазейка, отговорка, отсрочка, которая входят в существо желания, чтобы ему бродить по округам своего предмета, не попадая в ловушку быстрого опустошительного удовлетворения.

5. Пронзительное желание.
Это желание, напротив, влечется в самую сердцевину своего предмета, все сметая на своем пути. Это острое, осевое, горящее, стремительное желание, которое не терпит отсрочек, блужданий по кругам и касательным, но движется сразу по кратчайшей прямой, соединяющей двоих, чтобы пронзать, доходить до дна и там оставаться как можно дольше.

6. Кропотливое желание.
Это желание – среднее между небрежным и пронзительным, и оно ищет, а порой и достигает наибольшего. Оно постепенно охватывает всю область желаемого, не уклоняясь "небрежно" от его сердцевины, но и не устремляясь нетерпеливо прямо к ней, а приникая к каждой клеточке, оцеловывая, охватывая лаской, медленно растворяя ее в себе. Это желание-работа, не в смысле принуждения, долга, пользы, а в смысле долгого собирания предмета желания, приникания к нему с разных сторон, исследования каждой возможности соприкосновения. Это кропотливая работа губ, рук, глаз, всей кожи и сердца, которые постепенно вбирают в себя желанное существо и отдают ему себя, становятся с ним одним целым. Такое желание входит в сердцевину, уже вобрав всю полноту желаемого, сроднившись с ним осязанием, запахом, дыханием, теплотой; и оно возвращается из сердцевины, чтобы опять обходить целое всеми путями, вдоль и поперек, зная его наизусть, но не уставая повторять, как впервые. Образ такой кропотливой работы желания дан у Б. Пастернака: как в заочном, так и в осязаемом приближении к предмету.

В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.

Это заочная, мечтательная работа желания. А вот оно сбывается в яви, так же кропотливо, медленно, долго, по капле осушая неисчерпаемый кубок:

Как я трогал тебя! Даже губ моих медью
Трогал так, как трагедией трогают зал.
Поцелуй был как лето. Он медлил и медлил,
Лишь потом разражалась гроза.

Пил, как птицы. Тянул до потери сознанья.
Звезды долго горлом текут в пищевод,
Соловьи же заводят глаза с содроганьем,
Осушая по капле ночной небосвод.

Конечно, эти шесть типов желания – только схема, которую можно дальше обогащать другими типами и промежуточными разновидностями.
Tags: desire, typology
Subscribe

  • Весь мир — эссе.

    На сайте Imwerden — спасибо его создателю Андрею Никитину-Перенскому! — выложен для чтения/скачивания двухтомник моей эссеистики:…

  • Язык — это главное противовирусное средство

    Под таким заглавием на сайте "Полка" опубликовано большое интервью, данное Варваре Бабицкой. Текст прекрасно и многообразно…

  • О роли нуля в российской истории

    Обнуление — точный термин, которого давно не хватало российской истории. Ведь каждая большая историческая эпоха не столько обновляет, сколько…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 34 comments

  • Весь мир — эссе.

    На сайте Imwerden — спасибо его создателю Андрею Никитину-Перенскому! — выложен для чтения/скачивания двухтомник моей эссеистики:…

  • Язык — это главное противовирусное средство

    Под таким заглавием на сайте "Полка" опубликовано большое интервью, данное Варваре Бабицкой. Текст прекрасно и многообразно…

  • О роли нуля в российской истории

    Обнуление — точный термин, которого давно не хватало российской истории. Ведь каждая большая историческая эпоха не столько обновляет, сколько…