Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Categories:

Мы, гуманитарии...

"Мы, филологи..." - любил повторять Ф. Ницше. Расширимся до гуманитариев и скрестим Ницше с К. Леви-Строссом, который сказал, что 21-ый век будет веком гуманитарных наук - или его не будет вообще. Итак, "мы, гуманитарии". Мне кажется, самосознание гуманитарного сообщества - профессиональное, моральное, социальное - едва ли не основной вопрос будущего цивилизации. Недавно мне задала несколько уместных (хотя порой чересчур для меня лестных) вопросов составитель альманаха "Гуманистика сегодня" Мария Куликова из Алтайской государственной педагогической академии. Может быть, возникнет дискуссия?


1. Первый (пожалуй, самый насущный) вопрос Вам как специалисту в области зачинаний, потенциаций, интуиций: каково будущее современной гуманистики, каковы Ваши прогнозы на этот счет?

Будущее гуманистики, на мой взгляд, - это большие человекосозидательные и миропреобразовательные проекты, в которых гуманитарные науки будут участвовать во взаимодействии с естественными и общественными науками. Либо гуманистика превратится в занятие архивных юношей, интерпретаторов старых текстов, будет оттеснена в область музейных, периферийных профессий техноцентричного века... Либо она выйдет на передний край трансформации мира, поскольку все тайны и возможности техно- и социоэволюции заключены в человеке, в его мозге и разуме. Даже физики понимают, что создать физическую "теорию всего" невозможно без самопознания человека, потому что мир, каким нам дано его познавать и исследовать, определяется структурой человеческой сенсорики и интеллекта. А значит, и успехи физики зависят от гуманистики, от сократовского "познай себя". Физики это понимают и активно включаются в когнитивную, психологическую, логико-философскую и даже теологическую проблематику (книги Роджера Пенроуза, Джона Бэрроу, Фрэнка Типлера, Пола Дэвиса и др.) А вот гуманитарии еще не "очнулись" и даже самые продвинутые из них все еще продолжают деконструировать тексты, расщеплять их на тонкие волоски. Большинство гуманитариев еще не осознало, что задержка гуманитарных наук на критико-деконструктивной стадии чревата либо помехами научно-техническому прогрессу, либо маргинализацией самих гуманитарных наук, центральные, собственно человековедческие и "человеководческие" проблемы которых будут переходить в компетенцию физиков, космологов, экологов, этологов, генетиков и т.д. Я полагаю, что пришло время для методологического пробуждения гуманитарных наук и движения от деконструкции к большим конструктивным подходам и решениям. Когда-то, во времена Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, философия была царицей наук, возглавляла путь человечества к самопознанию и самопреображению – неужели только для того, чтобы ныне уйти исключительно в логико-лингвистический анализ философских текстов, чем занята аналитическая философия? Мне кажется, гуманитарные науки, по мере развития техно-кибернетической цивилизации, будут более, а не менее востребованы, потому что разрешение всех загадок мира упирается в человека, в способности и ограничения его интеллекта.

Но чтобы гуманитарным наукам стать тем, чем они могут и призваны быть, на их основе должны развиваться гуманитарные практики, технологии преобразования тех областей, которые раньше этими науками только пассивно изучались. Философия будет проектировать онтологию виртуальных и виреальных (все менее отличимых от реальных) миров, метрику их времени-пространства, исходные параметры их бытия, познавательные и ценностные ориентиры. Логика и психология будут расширять возможности интеллекта и эмоциональной сферы, в том числе проектировать новые свойства искусственного разума. Эстетика и поэтика будут очерчивать возможности новых художественных и литературных движений. Лингвистика и семиотика будут развивать лексическую и грамматическую систему языка и расширять семиосферу, создавать новые знаковые системы. Культурология будет разрабатывать проекты новых культур и цивилизаций, в том числе экспериментальных и основанных на разнообразных сочетаниях естественного и искусственного интеллектов.

2. Какие современные направления в науке и философии Вы считаете более ценными?

Трудно говорить "за всю науку", но мне ближе такие направления, которые от анализа явлений переходят к синтезу. Скажем, "синтетическая биология", или "теория искусственной жизни" (названная так ее основателем Кристофером Лэнгтоном) изучает не только и не столько существующие, сколько возможные организмы и виды, вписывая их в ряд общих закономерностей жизни. Мне близка философия синтеза языка, синтеза новых понятий и терминов, философия, расширяющая область мыслимого и говоримого, а не философия языкового анализа, переводящая содержательные философские высказывания на все более формальный, пустой, вырожденный язык логических операций. Аналитическая философия, господствующая сейчас в американских университетах и почти уже завоевавшая весь международный академический мир, ведет эту дисциплину в тупик. Только открыв путь от анализа языка (повседневного и собственно философского) к синтезу, к порождению новых, содержательных идей и высказываний, можно возродить интерес к философии как общечеловеческой мудрости, творческому самопостроению человеческого рода.

3. Вы являетесь основателем «философии возможного». Каков генезис этого направления, и каковы его перспективы, на Ваш взгляд?

Я никак не могу считать себя создателем такой философии. Она разрабатывалась в трудах Николая Кузанского, Лейбница и других великих мыслителей. Другое дело, что возможности этой философии, философии в сослагательном наклонении, были забыты, оттеснены заботами других философских эпох: докантовской, которая мыслила мир, каков он "есть", в изъявительном наклонении, и послекантовской (в лице Маркса, Ницше, Н. Федорова и др.), которые мыслили мир в повелительном наклонении, каков он "должен быть". Философия возможного, философия творческого "может быть" и практического овозможения, потенциации бытия – это третья большая философская эпоха, которая отвечет научно-техническому и социально-политическому потенциалу нашего века (моя книга  "Философия возможного" и вышла в первый год нового века, в 2001 г.). Философия возможного – основа тех проективных направлений в гуманистике, о которых Ваши дальнейшие вопросы.

4. Как Вы считаете, с чем связана актуальность проективных теорий в настоящее время?

Проективность, как свойство творческого ума и культурной деятельности, переживает стремительный подъем через всю историю человечества. От изучения сущего – к созданию небывалого. Недаром слово "проект" – одно из самых частотных и даже уже избитых слов нашего времени. Всюду проекты, все становится проектом. Даже Россия – это "бизнес-проект" или "геополитический проект". Все данное, как говорил М. Бахтин, становитя заданным, или, как говорил Н. Федоров, все даровое – трудовым. Совокупное информационное богатство человечества, осведомленность о мире быстро растет, но еще быстрее – способность к трансформации мира, конструктивно-проективный потенциал. Вообще наука – это комплекс мышления-знания, в котором проективная и конструктивная роль мышления все больше возрастает в сравнении с адаптивной ролью знания. Знание проспосабливает наш ум к существующему миру, тогда как мышление, по-новому сочетая и сращивая элементы знания и добавляя в них нечто не от мира сего – от Творца, от Первопотенции – создает новые, небывалые миры. Мышление выдвигает альтернативы существующему, всему тому, что постигается знанием: языкам, стилям, культурам, миру как таковому. Человеческая цивилизация и все, что в ней, от книг до самолетов, - это продукт не знания, а мышления, т.е. творческой, изобретательской деятельности. Цивилизации никогда не было в природе, она создана, сконструирована человеком. От знания того, что есть, мы все больше переходим к знанию того, чего еще нет, но что порождается самим усилием мысли. Так что проективная составляющая все больше усиливается в методологии разных наук, но в гуманитарных она пока еще воспринимается как новость.

(окончание в следующем посте)
Tags: future, humanities, science
Subscribe

  • Постсекулярная эпоха. ДИСКУССИЯ на Ютюбе

    Постсекулярная эпоха, бедная вера, новый атеизм и новые аргументы бытия Бога. НА ЭТОТ РАЗ РАЗГОВОР ПО-РУССКИ. 13 февраля, в субботу. ЭФИР…

  • Поездка в Виттенберг.

    Поскольку путешествия отменены (пандемия — сильнейшая "культура отмены", "cancel culture"), возвращаемся памятью в…

  • Весь мир — эссе.

    На сайте Imwerden — спасибо его создателю Андрею Никитину-Перенскому! — выложен для чтения/скачивания двухтомник моей эссеистики:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments

  • Постсекулярная эпоха. ДИСКУССИЯ на Ютюбе

    Постсекулярная эпоха, бедная вера, новый атеизм и новые аргументы бытия Бога. НА ЭТОТ РАЗ РАЗГОВОР ПО-РУССКИ. 13 февраля, в субботу. ЭФИР…

  • Поездка в Виттенберг.

    Поскольку путешествия отменены (пандемия — сильнейшая "культура отмены", "cancel culture"), возвращаемся памятью в…

  • Весь мир — эссе.

    На сайте Imwerden — спасибо его создателю Андрею Никитину-Перенскому! — выложен для чтения/скачивания двухтомник моей эссеистики:…