Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Category:

Фарисейство от христианства

"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 18: 10-14).
 
У людей не вполне благополучных (житейски или  душевно) есть своя особая гордость: не любить благополучных. По праву мытарей, которые знают себя грешными и несчастными, презирать фарисеев, которые мнят себя блаженными и праведными. И в этом чувстве их якобы укрепляет Новый Завет.

Но ведь за две тысячи лет многое изменилось. Иные мытари вышли в фарисеи. Они научились уверенно каяться и предъявлять свое неблагополучие как пропуск в царствие  небесное. Они охотно распахивают свои полы и обнажают душевные раны,  презирая и даже обличая  благополучных, нераненых и нераскаянных. Мне кажется, это плохо, очень плохо.  Такое моральное пролетарство: раз мы нищие, то мы спасемся. Но про нищих духом сказано не для того, чтобы они возгордились своим нищенством. Своих ран человеку хватает, чтобы отчасти радоваться, отчасти сострадать другим, благополучным и  нераненым, хотя бы за то, что они еще не знают,  что там внутри их  благополучия вызревает или над их головой нависает.

Если вдуматься, то кто  в Евангелии больше достоин сочувствия - мытари или фарисеи? Вот в том-то и дело. Вздыхающим мытарям  мы сочувствуем с охотой, хотя им обещано спасение,  а благополучным фарисеям скупимся на простое участие, хотя сказано, что они будут осуждены. Мы-то находимся уже не внутри Евангелия, мы его  читатели и знаем то, чего сами евангельские мытари и фарисеи еще не услышали или не усвоили, поскольку смерть и воскресение Спасителя для них еще впереди. Мы знаем развязку, и от нас ожидается иное понимание, чем от тех, с кем Иисус говорит еще до того, как исполнилась его весть. По-евангельски относиться к фарисеям в Евангелии – не значит ли относиться к ним как к несчастным и достойным самого глубокого сострадания? Иначе, возносясь над фарисеями, не повторяем ли мы их высокомерия к мытарям, т.е. не становимся ли сами фарисеями уже от христианства?
Tags: christianity, pharisees
Subscribe

  • Весь мир — эссе.

    На сайте Imwerden — спасибо его создателю Андрею Никитину-Перенскому! — выложен для чтения/скачивания двухтомник моей эссеистики:…

  • Homo Scriptor

    Первые главы книги Homo Scriptor теперь доступны на Литрес для чтения: Марк Липовецкий. Mark Lipovetsky. Предисловие. Александр Генис. Alexander…

  • Герой нашего времени — человек в футляре.

    Сегодня по-новому перечитываются даже до скуки знакомые хрестоматийные тексты. Например, "Человек в футляре" — отталкивающий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments