Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Category:

Лирическая философия

Что такое философская лирика, понятно каждому: Дж. Донн, Гете, Тютчев, Заболоцкий... А вот лирическая философия остается пока что без своего места в системе понятий.

Даже если посмотреть по Гуглу: первое словосочетание встречается 89 тысяч раз, а второе – всего 497, т.е. в соотношении 178:1 (в ангнете соотношение 15:1; там, правда, вместо "философской лирики" чаще говорят о "метафизической поэзии", а с ее учетом соотношение 135:1). Между тем очевидно, что в философии есть местa лиризму не меньше, чем в лирике философизму. Что такое Ницше (особенно "Заратустра") и Кьеркегор, в значительной своей части, как не лирическая философия?

Собственно, все мы научены Кантом, что субъект неустраним из актов своего суждения о мире объектов, и значит, вся философия, поскольку она не описательна (в отличие от эмпирических наук), а объяснительна, имеет в себе неразложимый субъектный остаток. Лирическая же философия – та, которая этого остатка не стесняется и позволяет ему выразиться так же открыто и системно, как и концептуально-обобщающему началу. Лиризм в философии – это саморефлексия мыслящего, так что каждый акт мышления о мире раскрывается как акт становления мыслящей личности, как эмоциональность концептов и концептуальность эмоций. Конечно, лирический образ философствующего "я" нужно отличать от самого автора, поэтому лирический герой философии часто выступает под псевдонимом, как Заратустра или Иоганнес де Силенцион.

При этом лиризм как жанр нельзя отождествлять ни с одним направлением в философии. Экзистенциальная философия может быть лирической, как у Кьеркегора, а может быть эпической, как у Хайдеггера в "Бытии и времени". Точно так же и идеализм может быть лиричным (например, у П.Флоренского в "Столпе") или не-лиричным (Вл. Соловьев). Уж на что, кажется, нелиричен материализм - но у Л. Троцкого и В. Беньямина можно найти примеры лирического марксизма. Можно, очевидно, говорить и о лирической теологии, например, в "Исповеди" Августина – по контрасту с эпической теологией Фомы Аквинского.

Обсуждая разные философские направления, концептуальные системы, мы часто забываем о разделении философской словесности на роды и жанры, которые отчасти пересекаются с литературными. Поэтому лирическая философия вполне заслуживает рассмотрения как особая философская категория и формация, очень мало изученная.

Поясню хорошо узнаваемым примером:

"Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!

Сверхчеловек -- смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!

Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет". (Ницше, "Так говорил Заратустра").

Что это - философская лирика? Или это самая настоящая философия, только лирическая, требующая присутствия лирического "я" и выражения от первого лица прямых актов воли, обращенных к "вы": "я учу", "я заклинаю", "пусть ваша воля...", "не верьте тем..." Эти философия не описательная, а выразительная.

Это тот же лиризм, что у Пушина:

"Но не хочу, о други, умирать.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать".

Разница в том, что Пушкин не систематизирует понятий "мысли", "страдания" и т.д. Его фокус - лирическое "я", через которое проходят разные побуждения, переживания, в том числе обращенные к высшим ценностям, к смыслу жизни. Ницще, наоборот, фокусируется именно на понятии "сверхчеловека" и систематически его развивает через весь "трактат-поэму", но развивает именно лирическим способом, как непосредственное воление "я" к переходу от человека к сверхчеловеку. Это и есть лирическая философия, где лирика служит философии, в отличие от философской лирики, где философия служит лирике.

Tags: lyrics, personality, philosophy
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments