Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Categories:

"Середина и края", немножко по существу

Конференция в Беркли на редкость удалась. Это была одна из грез, навеянных гессевской Касталией. Или платоновским "Пиром". И вообще это была не конференция, а симпозиум, и не симпозиум, а симпосион, т.е. "пир" именно в платоновском смысле. "Фишка" всего двухдневного действа состояла в соединении художественного авангарда и академической науки, с тем, чтобы последняя усвоила стратегии первого и смело переставляла "medium" и "margin", середину и края текстуальных и вообще культурных полей. И Бэрретт Уоттен, и Ди Моррис (двое из докладчиков), и поэт-импровизатор Стив Бенсон, и прежде всего сама Лин Хеджинян - это все лица американского литературного авангарда ("лингвистической школы поэзии"). Со временем они так или иначе вошли в академию, но им в ней тесно. Нужен синтез академии и авангарда, университетской науки и художественной практики... Как сказал еще один из этой когорты, Чарлз Бернстайн (Charles Bernstein), "поэтика - это продолжение поэзии другими средствами". О том же и Л. Витгенштейн: "философия должна сочиняться как форма поэзии".


Кстати, и отец когнитивной лингвистики Джордж Лакофф, оказывается, тоже в молодости был поэт (а мб. втайне им и остался). О моем докладе он, в качестве оппонента, отозвался в плане своей когнитивной науки, найдя в знаке " " выражение того бессознательного, которое, по подсчетам современных психологов, составляет 98% мозговой деятельности. Там, в нашем мозгу, идет сигнальная перестрелка нейронов и синапсов, они испускают импульсы, вступают в ассоциативные связи, а мы, как правило, ничего об этом не знаем, они работают за нас (или мы на них?).






Джордж Лакофф, Лин Хеджинян, Элеонора Джонсон

Особое оживление вызвал жест, которым я обозначал " " в устном изложении: краткая пауза в сопровождении воздушных кавычек (два пальца, средний и указательный, крючочками на обеих руках). Лин Хеджинян предложила ввести этот жестовый знак во всеобщее употребление, для обозначения всего как ничего или ничего как всего. Тебя спрашивают, как дела, а в ответ – воздушные кавычки, окружающие паузу.

Я так полюбил программу Power Point, что буду теперь ею пользоваться и на своих регулярных занятиях со студентами. Этот формат позволяет одновременно рассказывать и показывать, т.е. опосредует полюса устной и письменной речи. А главное, он способствует "паратаксису", т.е. предельно сжатому изложению мысли (по пунктам), избегающему подчинительных и вводных конструкций. Вообще любая интеллектуальная техника, всякие гипертексты, power point'ы (текстослайды) и т.д., - это не просто техника, она раскрывает глубинные наклонности самого интеллекта.

Мой доклад в формате Power Point по-английски:

http://www.emory.edu/INTELNET/ecology_text.htm

Первая публикация статьи " " на русском, в журнале "Комментарии" (1997):

www.philosophy.ru/library/epstein/ecology.html


Tags: " ", avant-garde, berkeley, conference, theory, university
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments