Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Categories:

Что празднуется 23 февраля? День Терминалий.

Историки затрудняются объяснить, почему именно 23 февраля было выбрано как дата воинского праздника - "День Красной (Советской) Армии". Официальное объяснение: "в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 г. и мужественного сопротивления германским захватчикам, в честь отпора кайзеровским войскам под Псковом и Нарвой". На самом деле, если 23 февраля 1918 года и шли какие-то бои, то скорее с неблагоприятным для советской стороны исходом. Так, Псков был занят 24 февраля ротой немецких мотоциклистов, причем, согласно донесению командования, город удалось бы отстоять, если бы было оказано должное сопротивление. Но четыре года спустя, 23 февраля 1922 г., Л. Троцкий подписал декрет Реввоенсовета, который объявлял этот день праздником в честь создания Красной армии в 1918 г.. Позднее, когда Троцкий был осужден и изгнан из страны, происхождение этого праздника все более воспринималось как загадочное. В 1935 году нарком обороны К. Е. Ворошилов в "Правде" отмечал, что "приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".

Подробную историю этого праздника и его фальсификации можно найти на многих сайтах:

http://istorya.ru/articles/23fevr.php
http://newcontinent.ru/original/23-february.htm
http://newtimes.ru/magazine/2008/issue054/doc-40407.html
http://tewton.narod.ru/history/fevral-23.html
http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl651.htm

Очевидно одно: инициатива праздника 23 февраля принадлежала военному наркому Л. Троцкому, одному из самых эрудированных и глобально мыслящих большевистских вождей, нацеленному на мировую революцию и заинтересованному в широчайших исторических параллелях и символическом обеспечении нового строя. Мне представляется, что и военный праздник вряд ли было приурочен к случайной дате, фактически столь расходящейся с его смыслом. Если искать какую-то историческую или хотя бы мифологическую логику этой даты, то стоит вспомнить, что именно 23-го февраля отмечалось в древнем Риме как праздник священных границ, нерушимых рубежей - "терминов". Под терминами понимались как государственные границы, так и межи частных владений. Собственно, праздник возник для освящения границ земляных наделов и лишь впоследствии превратился и в праздник государственных границ, не теряя, впрочем, и своего частнособственнического значения. Кроме большого числа полевых терминов, существовал культ одного Термина: изображавший его камень был помещен в Капитолийском храме, что символизировало нерушимость границ Римской империи.

        Земли народов других ограничены твердым пределом;
              Риму предельная грань та же, что миру дана.
                                                  Овидий, "Фасты" [1]

Можно предполагать, что именно эта символика государственных границ, причем раздвигающихся до пределов всего мира, была сознательно или бессознательно усвоена революционным режимом как праздник 23 февраля. Естественно, при полном попрании изначального смысла этого праздника как освящения границ между частными владениями. Я полагаю, что стоило бы восстановить исходный смысл этого праздника и отмечать 23 февраля не только как официальный День Защитника Отечества или как неофициальный Мужской День, но и как праздник Терминалий, День Меж и Рубежей.

Учреждение культа Терминов в Древнем Риме приписывалось второму царю, Нуме Помпилию (8-7 вв. до н.э.) и связано с представлением о святости и нерушимости частного владения. Терминус - по латыни пограничный камень или столб, межевой знак; граница, предел (от глагола "terminаre", размежевывать, отделять, разграничивать, заканчивать). Отсюда "термин" - слово с точно определенным значением, например, обозначающее специальное понятие в науке; "терминал" - вводное и выводное устройство компьютерной системы; часть порта, предназначенная для погрузки и разгрузки; "терминация" - завершение, конец.

Римляне совершали над межевыми знаками, терминами, обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, считался проклятым и мог быть казнен; впоследствии смертный приговор был заменен штрафом. Из этого почитания межевых камней развилось поклонение богу Терминусу. Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного знака, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба. Приносились жертвы медом, вином, молоком, зерном, пирогами; закалывались овца или свинья. При межевании земли и установке знаков также приносились жертвы, освящавшие границу владений.

Граница - место со-раз-деления жизненных условий и трудов. Терминалии празднуются для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями, сотрудниками, сослуживцами, коллегами, соотечественниками, разнопартийцами, всеми, кто разделяется границами - и соединяется ими. Удачно проведенная граница - залог добрососедства. Без терминов, освящающих межи, началась бы междуусобица и война всех против всех. У нас нет ничего более общего, чем границы, разделяющие нас. Вот как Овидий обращается к термину:

Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,
А без тебя бы везде спорными были поля.
Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен,
И по закону всегда сельские межи блюдешь....
Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой,
Ты возопи: "Вот твое поле, а это его!.."

Термины должны быть столь же почитаемы в обществе, обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и пенаты - римские божества домашней жизни, хранители очага. В сущности, пенаты и термины вместе охраняют покой общества, одни освящая внутренность дома, а другие - границу участка (двора, поля, надела).

                                                      * * *

Как же отмечать этот праздник 23 февраля - День Терминалий? В этот день стоит воздать должное тем различиям, которые соединяют нас. Различиям профессиональным, национальным, идеологическим, конфессиональным… На каждое "раз-" есть свое "со-". Радикал пусть почтит консерватора, а консерватор - либерала. Лирик пусть почтит физика, а физик – клирика. Православный пусть почтит католика и протестанта, а последние - иудея и мусульманина. Пусть они совместно, с разных сторон, подойдут к тем терминам, которые разделяют их, - как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились к общему термину, чтобы почтить божество, одаряющее их миром. Праздник Терминалий напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без разделения владений невозможно добрососедство, без разделения орудий невозможно соратничество, без разделения труда невозможно никакое общее дело.

С той и с другой стороны тебя два господина венчают,
По два тебе пирога, по два приносят венка...
Попросту празднуют все, и пируют соседи все вместе,
И прославляют тебя песнями, Термин святой!

 

Терминировать - значит установить термины, в которых ведется разговор и строятся все взаимодействия с другими людьми. Терминация - придание словам определенного смысла, артикуляция языковых значений, поскольку, как заметил Ф. де Соссюр, "в языке нет ничего, кроме различий". В английском языке есть вездесущее выражение "in terms of", которое считается паразитом, - и вместе с тем редко удается его избежать, поскольку оно устанавливает, "в терминах чего" ведется разговор, т.е. служит как бы средством артикуляции любой темы. Человек думает и говорит, любит или ненавидит, добивается или избегает чего-то "в неких терминах". Вот такая терминация и есть неосознанное почитание Термина как символа границ и рубежей - а мы в день Терминалий давайте почитать его сознательно и возливать мед и вино на те границы, которые нас разделяют.

Не случайно праздник меж и границ отмечался столь торжественно именно в самой грандиозной из всех империй древнего мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов - это празднование самой имперской идеи как внутренней неделимости и неслиянности составляющих ее краев и провинций. Вот почему для России, все еще остающейся империей, так важно освящать не только внешние, но и внутренние рубежи, как знаки своей многосложной целостности. Рубежи между областями, краями, республиками, автономиями, этносами, языками… В этом плане из всех римских обычаев именно Терминалии могут занять особое место в ново-российском календаре.

День Защитника Отечества и праздник Терминалий – это, в сущности, двуединый праздник: охрана внешних, государственных рубежей - и почитание внутренних рубежей, границ частной собственности, материальных, символических и интеллектуальных владений.

При всей любви России к праздникам, на частную собственность это пока не распространяется. Но среди общенародных праздников должен быть и такой, который празднует неоднородность этого самого народа, разнообразие владений, укладов, внутренних межей и границ, из которых слагается такая огромная земля. Чем она обширнее, тем больше должно залегать в ней всяких причудливых складок. Вот почему в цикл новых или старых переосмысленных праздников одним из первых стоит включить День Терминалий.
----------------------------------------------------------------
1. Цитаты по книге: Овидий, Метаморфозы, М.-Харьков, Фолио, 2000, С. 395-396.
Tags: celebration, feast, history, military, society, term, ussr
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments