Ушла в типографию и скоро выйдет в свет моя книга "Постмодернизм в России" (СПб.: Азбука, серия "Новый культурный код"). Итог почти сорокалетней работы: с начала 1980-х — и до лета 2019.
Нельзя быть человеком 21 в., не усвоив опыт постмодернизма, так же как человек 19 в. не мог сформироваться без влияния романтизма, а человек 20 в. — без уроков авангарда. И даже для того, чтобы преодолеть постмодернизм, нужно сначала освоить его как систему — и постепенно подняться на ту ступень рефлексии, которая позволит увидеть его уже пройденным, а значит, открыть перед собой новый горизонт культуры.
Обложка с фрагментами картин Виктора Пивоварова.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. . . . . . . . 9
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ Информационный взрыв и травмa постмодерна . . . . . . . . . . 26
Отставание человека от человечества. — Постмодерная травма. — Референция от обратного. — Специализация и дезинтеграция. — Век новых катастроф? — Постинформационный шум. — Датаизм и новейшая информационная травма
Ироническая диалектика: Революции XX века как предпосылка постмодернизма 54
Модернистские корни постмодернизма. — Гипер– в культуре и научная революция. — Текстуальная революция. — Экзистенциальная революция. — Сексуальная революция. — Социальная революция. — Материалистическая революция. — Революция как создание гиперфеноменов. — Постмодерная ирония: от супер к псевдо
РАЗДЕЛ 2. СВОЕОБРАЗИЕ РОССИЙСКО-СОВЕТСКОГО ПОСТМОДЕРНА
Истоки и смысл русского постмодернизма . . . . . . . . . . 79 Культура вторичности. — Интуиция пустоты. — Философская критика Запада и диалектическое опустошение понятий. — Все как ничто. — Исторический парадокс российского постмодерна
Постмодернизм и коммунизм. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .106 Создание гиперреальности. — Детерминизм и редукционизм. — Анти- модернизм. — Идеологический эклектизм. — Критика метафизики. Диалектика и деконструкция. — Эстетический эклектизм. — Цитат- ность. — Среднее между элитарным и массовым. — Постисторизм и утопия
Соцреализм и соц-арт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..133
Социалистический реализм между модерном и постмодерном. — От соцреализма к соц-арту
РАЗДЕЛ 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. МЕТАРЕАЛИЗМ. КОНЦЕПТУАЛИЗМ. АРЬЕРГАРД
Новая поэзия: между концептуализмом и метареализмом. 143
Поэзия как самосознание культуры. — О концептуализме. — О метареализме. — Шкала поэтических стилей
От метафоры к метаболе. О «третьем» тропе . . . ..175
Как труп в пустыне я лежал...От лирического «я» к лирическому «оно» . .186
Высшая реальность в метареализме и концептуализме. 194
Метареализм. «Сад» у Ольги Седаковой. — Концептуализм. «Дальше» Льва Рубинштейна. — Норма у Платона и Владимира Сорокина
Манифесты новой поэзии. 1980-е . . . . ..204
Зеркало-щит. О концептуальной поэзии. — Что такое метареализм. — Каталог новых поэзий
Концептуализм как прием и как мировоззрение . . .217
Лишний мир, или Становление арьергарда . . . . ..230
От лишнего человека — к лишнему миру. — Арьергард. — Российское «послебудущее» и западный постмодернизм
Циклическое развитие русской литературы . . .249
РАЗДЕЛ 4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ. СЛОВО — ВЕЩЬ — ИЗОБРАЖЕНИЕ — ИГРА
Пустота как прием. Слово и изображение у Ильи Кабакова. . 258
Таинственный чердак. — Границы между литературой и живописью. — «Никакой» стиль. — Текст и картинка. — Лубок и миф. — Неолубок и профанация мифа. — Синтез искусств, анализ мифа. — Художественное двуязычие и язык пустоты. — Пустота-отрицание. — Пустота- утверждение. — Критика чистого изображения
Вещь и слово. О лирическом музее и новой мемориальности . . . . . . . . .294
Что такое лирический музей? — Между складом и свалкой. — Домашний музей. Антивитрина. — Новая мемориальность. От эпики к лирике. — Значение единичности. Космодицея и антроподицея. — Опыты описания вещей. — Вещь как слово о себе
Игра в жизни и в искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . .324
Игра и постмодерн. — Эстетические и социологические концепции игры. — Разновидности игры. — Игра и литература. — Игра драматическая и театральная. — Системы актерской игры. — Игровое и серьезное
РАЗДЕЛ 5. ДВИЖЕНИЯ МЫСЛИ
Между экзистенциализмом и постмодернизмом. Андрей Синявский. 353
Соцреализм как пародия и мистика. — Между экзистенциализмом и постмодерном. — Пушкин — наше ничто. Творчество из пустоты. — Голоса ниоткуда. — Художество — дурачество — воровство. — Эстетическое оправдание России. — Стилистика еврейского вопроса. — Кто такой мыслитель?
Манифесты нового сознания. 1980-е
Экология мышления . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 391
Эссеизм как направление в культуре. . . . .394
Бедная религия . . . . . . . . . . . . . . . .398
Эпоха универсализма . . . . . . . . . . . .404
Архетип и кенотип . . . . . . . .407
Парадокс ускорения . . . . . . . .412
Рождение культуры из цивилизации. . . . . . 416
Теория и фантазия . . . . . . . . . . . . 421
Веселье мысли, или Культура как ритуал.
Александр Генис 428
РАЗДЕЛ 6. ГРАНИЦЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА
После карнавала, или Обаяние энтропии. Венедикт Ерофеев . . .442
Условия мифосложения. — Новый юродивый? — Диалектика похмелья. — Деликатность и противоирония. — По ту сторону карнавала. — Обаяние энтропии. — От бедной Лизы к бедному Вене
Новая сентиментальность. Тимур Кибиров и другие. 468
Будущее после смерти «будущего». . . . . . . . . . .479
Крест новизны. — Лиотар и Джеймисон: два постмодернизма. — Будущее как проклятие и благословение. — Реальность после симулякра
РАЗДЕЛ 7. ПО ТУ СТОРОНУ ПОСТМОДЕРНИЗМА
От пост к прото. Новое начало — протеизм . . . . . . .494
Fin de siècle. — Début de siècle. — Прото– как вектор нашего времени. — Что такое протеизм? — Протеизм современной цивилизации. — Ожидания и опасения. — Утопия и апокалипсис. — Техномораль. — Протеизм и авангард
Постмодернизм и взрывное сознание XXI века 536
Техника и витальность. — От мультикультурализма к транскультуре. — Постправда. Реакционный постмодернизм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постмодерн и искусственный интеллект . . . . . .547
Постмодернизм как первая стадия постмодерности 550
Приложение
Разговор с Андреeм Битовым о постмодернизме. 556
Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 573
Библиография
Постмодернизм в целом. . . . . . . . 577
Русский постмодернизм. . . . . . . . . 578
Работы Михаила Эпштейна о постмодерне . . .582
Summary 587
Contents 589
Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . .593
Предметно-тематический указатель. . . . 600