Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Categories:

Книга постсекулярности / The Routledge Handbook of Postsecularity.

В лондонском издательстве Routledge вышла "Книга постсекулярности", которая охватывает философские, религиозные и социально-политические измерения этого феномена 21 в.

Постсекулярность — это осторожное название новой религиозности, которая обнаружила себя на рубеже 20-21 вв. в виде фундаменталистских движений (например, воинствующий исламизм), но также и в виде либерализующихся и социально активных тенденций западного христианства. Возникает новая динамика взаимоотношений между обществом и церковью, при более активной роли последней. Рост секуляризации, который прослеживается в западном обществе с Ренессанса, особенно усиливается в эпоху Просвещения и достигает кульминации в 20 в., с распространением марксизма, ницшеанства, фрейдизма и других манифестаций "смерти Бога", — неожиданно уступает место новому повороту к религии. Обостряется конфликт цивилизаций по признаку религиозного противостояния. Кажется, что человечество вступает в "новейшее средневековье".
В России черты постсекулярности обнаруживаются в самой контрастной и даже гротескной манере, поскольку первое на Земле общество массового атеизма, каким был СССР, буквально за пять-десять лет превратилось в страну с одной из самых больших религиозных популяций в Европе. Знаменательно, что, хотя моя статья о постатеизме и бедной религии, — единственная, посвященная России, на обложке книги — картина М.В. Нестерова "Философы" (1917 г.), представляющая Павла Флоренского и Сергея Булгакова.





The Handbook is a key reference for students and scholars of urban and public theology, applied philosophy, sociology, political science, human geography, planning, and urban studies. The Editor Justin Beaumont(Queen Mary University of London, UK).

Приведу начало и заключительный абзац своей статьи.
The seven decades of Soviet atheism (1917–1987), whether one calls it ‘mass atheism’, scientific atheism’, or ‘state atheism’, was unquestionably a new phenomenon in world history.
Семь десятилетий советского атеизма (1917-1987), называть ли его "научным", "массовым" или государственным", были, несомненно, новым явлением во всемирной истории.

"Minimal religion is transcendental in two senses. As a RELIGION, in distinction from a purely secular position, it transcends the ‘earthly’ world of immanence. As a MINIMAL religion, in distinction from all organized religions, it transcends the world of all existing religious traditions, dogmas, rituals, and affiliations. It is only in the liminal ‘between’ that this uniquely
postsecular phenomenon can be defined. Religion
, yet minimal; poor, yet faith".
"Минимальная религия трансцендентна в двух смыслах. Как РЕЛИГИЯ, в отличие от чистого секуляризма, она выходит за пределы "земного" мира имманентности. Как МИНИМАЛЬНАЯ религия, в отличие от всех организованных религий, она выходит за рамки всех существующих религиозных традиций, догм, ритуал
oв и вероисповеданий. Это уникальной постсекулярный феномен определим только на пороге, между двух "но". Религия, но минимальная; бедная, но вера".

Оглавление первой, философской части книги:

Tags: atheism, postsecularity, religion, secularism
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment