Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Categories:

Капли и цунами. О нелинейной логике военного психоза.

Мне очень хотелось бы разделить бестревожное отношение Алексея Бурова и Сергея Любимова к новому взрыву военного энтузиазма (см. мой предыдущий пост и дискуссию "Главная проблема России"). Дескать, все это только шоу. "Садистическое удовольствие от шоу они получают прямо сразу, конечно. Оттого и сияют. Но в то, что Путин готов нажать кнопку, и что его окружение о том томится, не верю ни на йоту. У них у всех есть дети и/или внуки. Да и в то, что средний рабочий уралвагонзавода этого хочет, не верю" (А. Буров).

Был бы рад согласиться — но не получается. Потому что за таким оптимизмом стоит наивная логика, условно говоря, 19 века. Человек — существо рациональное, блюдущее свою выгоду. Если людям хорошо живется, зачем им умирать? А ведь, несомненно, что властям прекрасно живется в их дворцах и виллах, с капиталами, накраденными на сотни лет вперед. Ради детей, внуков... Нет, они не хотят и не будут воевать, только пугают.

Но логика 20 в. и тем более 21 в. — совсем другая, далекая от просветительского оптимизма. Массовый психоз — это вовсе не арифметическое собрание воль отдельных людей. Разве Зиновьевы, Бухарины,Тухачевские, Ягоды, Ежовы хотели умирать, разве они не любили своих детей? Или те писатели, которые в 1930-е гг. требовали расстрела врагов народа, а потом сами попадали в те же жернова? Никто не хотел умирать... Но есть логика атмосферических процессов истории, и она далеко не линейная, что выразилось в пословице "посеешь ветер — пожнешь бурю".

Есть психоделики, а есть социоделики — социально-пропагандистские инъекции, выступающие в роли психотропных средств, стимулирующие иллюзорные, измененные состояния сознания. Все слушатели некрофилического послания были охвачены "звенящей радостью" (по счастливому выражению молотовского внука В. Никонова). У каждого участника была своя разумная причина для рукоплесканий (семья, бизнес, карьера, дружба, страх...). Каждый вполне здрав и вменяем, но социальное действие, в котором они участвуют, — безумие, чистый психоз, сродни психозам коммунистической России и нацистской Германии. Там ведь тоже были не сумасшедшие, но они втягивались в водоворот социальных психозов, которые уже не зависели от их индивидуального разума.

Запах крови — сильнейший наркотик, и он требует увеличения дозы. Сначала Чечня, потом Осетия с Абхазией, потом Крым и Донбасс, потом Сирия... В народе начинается ломка. Возникает запрос на свежую кровь. Если долго и настойчиво разжигать эту жажду, она стремительно возрастает. Уже хочется "онАшить" (или "анашить", использовать как "анашу") всю Украину, Прибалтику, Европу, Америку. А если на повышающийся запрос не следует предложения, народ начинает брюзжать, стервенеть и искать более кровожадного вождя.

Те капли воды, из которых образуются цунами, по химическому составу ничем не отличаются от капель в спокойном, ласковом море. Но какая-то сила — подземного точка, тектонического сдвига — превращает их в смертельные волны, способные разрушать прибрежные города. Что эта за сила? И почему в России она действует с пугающей регулярностью? Заметим, что почти все цунами (80%) образуются на просторе самого большого, Тихого океана. Если бы можно было разделить его на части перегородками, наверно, ударная волна не достигала бы такой разящей силы. И почему-то исторические цунами за последнее столетие образуются на территории самой большой страны в мире, России, захлестывая отсюда планету. [1]

Неужели ее правители или жители — каждый порознь — обуяны жаждой смерти? Нет, у всех есть резоны жить, все нормальные люди. Химический анализ капель-индивидов ничего не дает — и, кстати, попадая в другую среду (эмиграция), эти индивиды мало чем отличаются от других (деятельны, гуманны, трудолюбивы). Нужна социальная физика, способная объяснить, как из обычных капель образуются смертоносные волны, одна из которых — российская революция, большевизм, ленинизм; вторая — сталинизм, развязавший на пару с гитлеризмом Вторую мировую; а третья, которая сейчас поднимается, —постсоветский милитаризм, начавший подготовку к Третьей.

К тому же, есть еще убийственный "этикет" пацанства: нельзя выглядеть слабаком. Если не решишься нажать кнопку, свои же тебя сожрут. А так есть надежда отсидеться. Они же роют себе бункеры по всей стране, например, в Ямантау на Южном Урале, и подземные эти дворцы по качеству жизнеобеспечения, наверно, мало чем уступают наземным. Канализационная система подземного города рассчитана на 60 тысяч человек, так что и любимым детям-внукам места хватит.

[1] Я не предлагаю радикальных геополитических решений, но еще в 1990 г. опубликовал эссе "О Россиях" (открывает книгу "От совка к бобку").

Tags: politics, psychosis, russia, war
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments