Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Category:

«Я» В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ.

В 1983 г. мы в своем Клубе эссеистов ответили на вопросы анкеты, которую сами составили для себя. Привожу мои ответы. Может быть, они пригодятся кому-нибудь для саморефлексии или для понимания той эпохи (в сравнении с этой).

1. Есть ли у Вас цель в жизни и какая?
— В отличие от мишени, которую видишь прежде, чем стреляешь, цель жизни видишь уже после того, как выстрел сделан.

2. Каких качеств Вам больше всего не хватает, чтобы быть довольным собой?
— Чтобы быть довольным собой, человеку недостает одного – самодовольства. Если же говорить всерьез, то я хотел бы большего смирения в мыслях и большей смелости в поступках.

3. В чем счастье? В чем мудрость? В чем величие?
— Счастье – это полная осмысленность существования. Мудрость – это понимание, что нельзя всего осмыслить. Величие – это способность придавать смысл другим существованиям, помимо собственного.

4. Против какого искушения Вам труднее всего устоять?
— Труднее всего устоять против тех искушений, которые никому не приносят вреда, кроме твоей собственной души.

5. К чему Вы чувствуете свое предназначение, и что мешает ему осуществиться?
— Почти все мешает — но не входит ли эта помеха в сущность самого предназначения? Цветы могли бы летать, не уступая в красоте бабочкам, но их предназначение: стоять, осыпаться, вянуть. Предназначение – увы! – не право, которое можно ограничить, а обязанность, которая сама ограничивает.

6. Что сильнее всего привлекает Вас в других людях?
— Их собственная увлеченность.

7. Что Вы думаете о своих современниках?
— Им пришлось претерпеть такую пустоту, которая редко выпадала на долю другим поколениям; и если в этой пустоте что-то зародится, то произойдет чудо, как при сотворении мира. Пока что мы переживаем первый день: «земля безвидна и пуста, и тьма над бездною».

8. Что отличает Ваше поколение от предыдущего и последующего?
— Мои ровесники (примерно 1945-1955 гг. рождения) не сложились в поколение. Некоторые из них примкнули к предыдущему, некоторые тянутся за наступающим. Это ничейная полоса, на которой нет тропинок, дорог — только грустные в своем одиночестве следы.

9. Ваше мнение об обществе, в котором живете?
— У каждого общественного строя — свой смертных грех. У феодализма — гордость, у капитализма — сребролюбие. У социализма — зависть.

10. Какое место в обществе должна занимать религия?
— Конечно, религию можно уничтожить как «опиум народа», но тогда сам опиум станет народной религией. Алкоголь, наркотики, спортивный азарт и боление – все эти формы забытья займут место Сверхбытия, потому что душа никогда не удовлетворяется простым бытием.

11. Существует ли нравственный прогресс человечества?
— Люди в целом стали нравственнее, но их поступки меньше зависят от них самих. В прошлом веке даже лучшие люди (Вл. Соловьев) считали убийство на войне нормальным и нравственно безупречным делом; теперь даже последний обыватель так не считает. Но наряду с нравственным прогрессом происходит множество других: научный, технический, социальный и пр., результаты которых взаимно нейтрализуются. Мало кто мог бы убить человека собственными руками — но убивают же теперь не руками, а бомбами, ракетами, неведомых людей по приказу неведомых людей. Индивидуальная нравственность возросла, а общественная даже уменьшилась.

12. В чем, по-вашему, задача философии?
— Не объяснять мир и не изменять его, а изменять само мышление. Так чтобы за каждым объяснением проступала еще более глубокая тайна. Каждая великая философия оставляет нам в наследство мир более таинственным, чем он был прежде, или, что то же самое, творит новые, неизвестные миры.

13. Каковы ее особые, современные задачи?
— В нашем обществе долгое время господствовали материалистическая теория и идеалистическая практика — нужно их поменять местами. Чтобы экономика могла развиваться на собственных материальных основаниях и освободиться от диктата идей, лозунгов, административных приказов, — для этого духовная сфера должна развиваться на собственных идеальных основаниях и освободиться от привязи к экономическим и политическим нуждам, от «социального заказа». «Идейная экономика» — такой же нонсенс, как и «материалистическая идейность». Материализм необходимо вернуть в сферу материального, а идеализм – в сферу идеального, т.е. туда, где они и призваны господствовать.

14. Ваше отношение к марксизму?
— Необходимо судить марксизм по закону, им над собой признанному — по закону исторического материализма, выводящего все формы сознания из конкретного экономического базиса. Марксизм есть идеология эпохи классического капитализма середины XIX века, истинность которой обусловлена и ограничена ее соответствием тогдашним производительным силам и производственным отношениям. Претендовать на большее — значит противоречить себе. Лучшее в марксизме — его способность к саморазвенчанию.

15. Что говорят астрологические знаки?
— Я родился в ночь с 20 на 21 апреля, т.е. на самой границе двух созвездий — Овна и Тельца. Может быть, поэтому я лишен привязанности к какой-либо системе воззрений, люблю их менять и сочетать в растущем целом. Кроме того, я родился в однодневном промежутке между двумя политическими вождями ХХ века. Может быть, поэтому я не люблю вождизма как такового.

16. И последний вопрос: почему Вы обращаетесь к себе на Вы?
— Чтобы подчеркнуть дистанцию. Ведь вопрошающий — совсем другой человек, чем отвечающий, между ними — время размышления и самоопределения. Хорошо сближаться с чужими людьми, а с самим собой лучше держаться на расстоянии.

Tags: confession, personality, philosophy, self–reflection
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments