Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Categories:

Старый аргумент бытия Бога — от целесообразности в природе — с триумфом возвращается в науку





+T-

Среди пяти классических аргументов бытия Бога есть по крайней мере один, телеологический (telos – греч. "цель"), который не только не устарел со времен Аристотеля и Фомы Аквинского, но приобретает все большую весомость с каждым новым шагом науки. Это аргумент от целесообразности: в природе наблюдается такой высокий уровень упорядоченности, который заставляет предположить разумную деятельность ee Создателя. Самым сжатым способом этот аргумент изложил кембриджский профессор философии  и англиканский священник Уильям Пейли (1743 - 1805), сравнив мироздание с часами. Если бы вы вдруг нашли в чистом поле часы, то, исходя из очевидной сложности их конструкции, пришли бы к неизбежному выводу о существовании часовщика.

Популярнейшую книгу Пейли "Естественное богословие" (1802) Чарльз Дарвин перечитывал столько раз, что, по собственному его признанию, запомнил наизусть – и посвятил всю свою жизнь опровержению телеологического аргумента, разработав теорию ненаправленной, "бесцельной" эволюции, вслепую создающей упорядоченный мир природы без всякого вмешательства верховного разума. Казалось, что телеологический аргумент навсегда похоронен.

Его возрождение в науке 20 в. начинается с А. Эйнштейна: "Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом… Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога".[1] Особенно поражает ученых целесообразное устройство человеческого организма, словно бы специально предназначенного для служения разуму и для творческого самовыражения личности.   Один из величайших математиков 20-го в. Курт Гёдель полагал, что "формирование человеческого тела на протяжении геологических эпох по законам физики (или любым другим подобным законам), начиная со случайного распределения элементарных частиц и полей, столь же невероятно, как случайное разложение атмосферы на ее составляющие". [2]

Методом случайного перебора вариантов невозможно не только воссоздать человеческий организм, но даже воспроизвести  краткий осмысленный текст. Подсчеты показывают, что если обезьяна печатает на компьютере, нажимая произвольно по одной клавише в секунду, то для случайного сложения букв в английский артикль "the" ей понадобится 35 часов, а для воспроизведения 23-го псалма ("Господь – пастырь мой…"), одного из самых кратких в Библии, состоящего на иврите из 603 букв, понадобилось бы 10 в 1017 степени  лет. Чтобы оценить величину этого числа, достаточно  указать, что возраст нашей Вселенной определяется примерно 10 в 10 степени годами.

Айзек Азимов подсчитал вероятность случайного образования из аминокислот молекулы гемоглобина: один шанс из 10 в 190 степени (напомним, что вся вселенная состоит из 10 в 70 степени протонов). Астрофизики Фред Хойл и Чандра Викрамасингх заключают:

"…Жизнь не могла возникнуть случайно. Мириады обезьян, стучащих громогласно и произвольно по клавишам пишущих машинок, не могли бы дословно повторить произведения Шекспира по той простой причине, что вся наблюдаемая вселенная недостаточно велика, чтобы вместить необходимые для этого эксперимента  орды обезьян, пишущие машинки и корзины для бумажного мусора. То же самое относится и к живой материи. Вероятность стихийного образования жизни из неодушевленного вещества составляет один шанс из множества, выражаемого числом с сорока тысячами нулей. Ни на этой планете, ни на любой другой не было первичного бульона, и если начало жизни не случайно, она должна быть созданием целеполагающего разума". [3]

Таким образом, телеологический аргумент, раскрывающий разумный замысел (intelligent design) в основании Вселенной, из глухих закоулков средневековой схоластики возвращается с триумфом в современную науку.

[1]  Высказывание 1936 г. Dukas, Helen and Banesh Hoffman (Editors). Albert Einstein - The Human Side.Princeton University Press, 1979, p.66.

[2] Цит. по кн. John Lennox. God's Undertaker. Has Science Buried God? Oxford: Lion, 2009, p. 161.

[3] Fred Hoyle and Chandra Wickramasinghe. Evolution from Space. New York: Simon and Schuster, 1984, p.176.

Tags: religion, science
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments