Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Category:

Ирония идеала

В Озоне и на ярмарке nonfiction:
Ирония идеала: парадоксы русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2015, 384 с.
Когда я преподаю курсы по русской литературе и интеллектуальной истории, студентов больше всего поражают не те или иные направления мысли, а отношение авторов к собственным идеям и устремлениям. Их удивляет, что:
— Петр Чаадаев был одновременно отцом и западничества и славянофильства: в своей «Апологии сумасшедшего» он переворачивает смысл первого «Философического письма» и превозносит как залог грядущего величия России ничтожество ее прошедшего и настоящего;
— Николай Гоголь вытравляет из себя художественный дар и «кощунственный» смех и сжигает свой заветный труд, второй том «Мертвых душ»;
— Виссарион Белинский отрекается от своего гегельянского примирения с действительностью и готов «по-маратовски», огнем и мечом истребить одну часть человечества ради счастья другой ;
— Федор Достоевский устами одного героя тончайше глумится над своими же идеалами, провозглашенными другим, и наделяет одинаковой силой голоса «за» и «против»;
— Лев Толстой отрекается от своих величайших художественных творений ради крестьянской правды и опрощения;
— Владимир Соловьев в предсмертной «Повести об Антихристе» выставляет в ироническом и демоническом виде те заветные идеи, которым посвятил свою жизнь пророка-мыслителя: всеединство, универсализм, экуменизм, теократию, объединение церквей;
— Василий Розанов совмещает в себе юдофила и юдофоба, ревностно выступает и за левых, и за правых, борется с христианством и умирает причастником Христовых тайн;
— Александр Блок, рыцарь Прекрасной Дамы и Вечной Женственности, карнавально представляет ее в образе блудницы в «Балаганчике» и «Незнакомке»;
— Владимир Маяковский, поэт космически-трагедийный и мистериальный по складу своего дарования, в послереволюционные годы отдает себя на службу государственной пропаганде и «наступает на горло собственной песне»;
— Андрей Платонов, утопист, коммунист, технофил, создает глубочайшую антиутопию социалистического общества — царства пустоты и смерти;
— Даниил Андреев проповедует как религиозный идеал универсальное государство-церковь Розу Мира, которое прокладывает путь Антихристу.

Анна Ахматова так отозвалась об одной из работ Осипа Мандельштама: «...Статья по благородности превосходна, но в ней Мандельштам восстает прежде всего на самого же себя, на то, что он сам делал, и больше всех... Трудно будет его биографу разобраться во всем этом, если он не будет знать этого его свойства — с чистейшим благородством восстать на то, чем он сам занимался или что было его идеей» .
Русским писателям и мыслителям был в высшей степени свойствен жест сознательный или бессознательный иронии, опрокидывающей то, что создавалось веками и десятилетиями напряженного труда, — решительность самоотрицания...



ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Раздел 1. ТИТАНИЧЕСКОЕ И ДЕМОНИЧЕСКОЕ. НАСЛЕДНИКИ ФАУСТА
Фауст и Петр на берегу моря: От И. В. Гете к А. Пушкину
Медный всадник и золотая рыбка: Поэма-сказка А. Пушкина
Родина-ведьма: Ирония стиля у Н. Гоголя

Раздел 2. ВЕЛИКОЕ В МАЛОМ. ПОТОМКИ БАШМАЧКИНА
Блаженный переписчик: Князь Мышкин и Акакий Башмачкин
Фигура повтора: философ Николай Федоров и его литературные прототипы
Маленький человек в футляре: cиндром Башмачкина-Беликова

Раздел 3. ИРОНИЯ ГАРМОНИИ
Детство и миф о гармонии
Остранение Льва Толстого
Героика труда и Эдипов комплекс советской литературы

Раздел 4. БЫТИЕ КАК НИЧТО
Прощание с вещами: Набоковское в Набокове
Тайна бытия и небытия у Владимира Набокова
Андрей Платонов между небытием и воскресением
Сон и бой: Обломов — Корчагин — Копенкин

Раздел 5. МОЛЧАНИЕ СЛОВА
Язык и молчание как формы бытия
Идеология и магия слова. Слово-фикция у А. Чехова, Д. Хармса и В. Сорокина
Русский кодекс молчания. Политика и мистика

Раздел 6. БЕЗУМИЕ РАЗУМА
Методы безумия и безумие как метод: Поэты и философы
Поэзия как экстаз и как интерпретация: Б. Пастернак и О. Мандельштам
Лирика идиотического разума. Фольклорная философия у Д. А. Пригова
Циклическое развитие русской литературы
Заключение
Tags: book, book fair, irony, literature
Subscribe

  • Весь мир — эссе.

    На сайте Imwerden — спасибо его создателю Андрею Никитину-Перенскому! — выложен для чтения/скачивания двухтомник моей эссеистики:…

  • Язык — это главное противовирусное средство

    Под таким заглавием на сайте "Полка" опубликовано большое интервью, данное Варваре Бабицкой. Текст прекрасно и многообразно…

  • Предок всего живого.

    Общий предок всех живых существ обнаружен в Австралии (открытие обнародовано сегодня). Червеобразный, размером с рисовое зернышко, жил 555…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments