Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Category:

"Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров".

Эта книга, вышедшая в питерской "Азбуке", — о разных проявлениях поэтического: o поэзии классической и новой, о поэзии в стихах и в стихиях... Соответственно в ней две части: Поэзия и Сверхпоэзия. В первой главные герои — поэты, от Державина до Пригова и Парщикова, и одна из центральных тем — личность поэта как предмет мифотворчества. Вторая часть — о поэзии за пределами стихов: в природе и обществе, в языке и мышлении, в науке и технике... Эта книга — очень личный итог всего, что думалось о поэзии еще с 1980-х. А последние главы писались в 2015 г.
К
нига уже продается на Озоне, LiveLib, в московском "Фаланстере" и множестве других мест, в том числе в Киеве, Харькове, Минске...

.

Большая благодарность ответственному редактору Галине Соловьевой, с которой было легко и приятно работать. А Марианна Таймановадебютировала в этом издании официально как редактор, каковым она по сути является для всех моих последних книг.

Радует, что книга вышла в серии "Культурный код":
http://azbooka.ru/serie/1109.shtml

Привожу оглавление:

Введение. О целях поэзии

ЧАСТЬ 1. ПОЭЗИЯ
1. Легенды и каноны
От Орфея до Мандельштама: о природе поэзии
Три лика классики: Державин — Пушкин — Блок
Вещее косноязычие
Тайная свобода
Творимая легенда
Манящая бездна

2. Голосов перекличка
Поэты-рифмы
Ф. Гельдерлин и К. Батюшков: свет безумия
М. Лермонтов и Б. Пастернак: мудрость лета
Под занавес. Театральность у А. Пушкина и О. Мандельштама
Чудо и закон. О поэтических мирах Б. Пастернака и О. Мандельштама
Золотой локон и розовая точка: интуиция живого у А. Пушкина и А. Тарковского
Зимние стансы: И. Бродский и Е. Евтушенко

3. Новые движения в поэзии
Между концептуализмом и метареализмом
От метафоры к метаболе. О "третьем" тропе.
Как труп в пустыне я лежал... От лирического "я" к лирическому "оно"

Манифесты новой поэзии (1980-е)

Зеркало-щит. О концептуальной поэзии
Что такое метареализм

Каталог новых поэзий
Приложение. М. Эпштейн — И. Кутик. Диалог о современной поэзии

4. Текст и судьба
Возраст поэта
Развоплощение себя. О Д. А. Пригове
Лирика сорванного сознания у Д. А. Пригова
Поэт древа жизни. Космизм и приватность у А. Парщикова
"Как нас меняют мертвые..." И. Бродский и А. Парщиков

5. Оригинальность и цитатность
Новая сентиментальность
Поэзия как состояние
Поэтический кристалл — бесконечное стихотворение

ЧАСТЬ 2. СВЕРХПОЭЗИЯ

6. Поэзия природы
Поэзия природы и природа поэзии
Лирическая философия природы
Пейзажи воображения

7. Поэзия общества
Поэзия хозяйства
Поэзия права. Белый дуб в Афинах
Поэзия и власть

8. Поэзия вещей
Лирический музей
Между складом и свалкой. Поэзия домашнего
Новая мемориальность. От эпики к лирике
Значение единичного. Космодицея и антроподицея
Вещи-метафоры
Вещь как слово о себе

9. Поэзия мысли и языка
Лиризм в философии
Афористика как поэзия понятий
Логопоэйя. Слово как произведение
Искусство вариации. Анафразия в языке и литературе

10. Сверхпоэзия: поэтический вектор цивилизации
Прогресс и поэзия
Антропоэйя и технопоэйя
Физика поэзии
Космопоэйя и биопоэйя
Социопоэйя и эконопоэйя
Ноопоэйя. Наука как сверхпоэзия
Ритм и система ограничений
Самотворение человека

Заключение. Власть поэзии

Библиография
Рекомендуемые книги о поэзии
Работы М. Н. Эпштейна о поэзии
Именной указатель
Предметный указатель

Tags: книга, метафора, миф, поэзия, слово
Subscribe

  • Любовь непристойнее секса?

    Вышли из типографии два тома, на которые разделилась книга "Любовь". Это инициатива издательства Рипол-классик, которое два года назад…

  • О сделанном.

    Возникает хороший обычай — накануне Нового года делиться с друзьями всем сделанным за минувший год, отдавая ему дань уважения, прежде чем с…

  • Выбрано Слово года в России.

    Им стало — " обнуление". Удивительно, что внутриполитическое событие перевесило глобальное значение пандемии, глубоко…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments