Эта книга только что вышла в изд. "Новое литературное обозрение", в черно-белой серии ("Научная библиотека"). В нее вошли почти все мои работы о русской классике: от Пушкина и Гоголя до Набокова и Платонова, Пастернака и Мандельштама. И вот оказалось (неожиданно даже для автора), что все кусочки пазла складываются в последовательный сюжет - о том, как русская литература вступала в противоречие с собственными идеалами, сжигала то, чему поклонялась, и поклонялась тому, что сжигала. Это история образных мутаций и метаморфоз: маленькие люди (Башмачкины) превращались в положительно прекрасных (Мышкины) и вместе с тем мутировали в футлярных социопатов - Беликовых и Сербиновых. Петр Великий вдруг приобретал черты своенравной старухи, задумавшей стать морской царицей - но оставшейся на берегу с разбитым корытом (пушкинская "Сказка о рыбаке и рыбке" писалась одновременно с "Медным всадником" и составляет с ней одно произведение, комический и трагический варианты сверхчеловеческого дерзания). Вдохновенный лирический образ Родины в "Мертвых душах" Гоголя соткан из демонических мотивов его ранних произведений, прежде всего, "Вия" и "Страшной мести" (вперенный взгляд, оцепенение, чудный свет и звон, рыдание, быстрая езда и мелькание). В общем, много странных открытий еще обещает нам родная литература.
-
Любовь непристойнее секса?
Вышли из типографии два тома, на которые разделилась книга "Любовь". Это инициатива издательства Рипол-классик, которое два года назад…
-
Выбрано Слово года в России.
Им стало — " обнуление". Удивительно, что внутриполитическое событие перевесило глобальное значение пандемии, глубоко…
-
От класса к нации, или Язык вне категорий.
Для тех, кто ценит интеллектуальный юмор, работа Сталина "Марксизм и вопросы языкознания" (1950) — великолепный образчик…
- Post a new comment
- 0 comments
- Post a new comment
- 0 comments