Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Тайна обаяния (1)

1. Неосознанный гипноз

Обаяние - вещь неуловимая.  Если для красоты можно установить объективные критерии, которыми и руководствуются на конкурсах красоты (например, 90-60-90), то для обаяния нет никаких стандартов. Почему легкое движение руки или прищур глаз вдруг привлекают нас в одном человеке, а в другом оставляют равнодушными или даже вызывают неприязнь?

Обаятельный человек  чуть больше приоткрывает себя, чем другие, проявляя нечто детское, не заслоненное опытом, возрастом, социальным статусом. Вот как впервые предстает самая обаятельная героиня русской литературы Наташа Ростова:

"Черноглазая,  с большим  ртом, некрасивая,  но живая девочка, с  своими детскими открытыми  плечиками, которые,  сжимаясь, двигались в своем корсаже от  быстрого бега,  с своими  сбившимися назад  черными кудрями,  тоненькими оголенными руками  и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых  башмачках..."

Здесь живость противопоставлена красоте. Именно энергия движения и  привлекает в Наташе. За выражением лица, мимикой и жестикуляцией обаятельного человека можно увлеченно следить, как за набегающими морскими волнами или за колеблющимися языками пламени, в которых явлена неутомимо-живая природа мироздания, бесконечно разнообразная  даже в повторах.

"

Обаятельный, очаровательный, обворожительный" - синонимы, и все они восходят к значению "колдовать", "ворожить", т.е. указывают на магическую силу воздействия. Общепринятой этимологии слова "колдовство" не существует, однако предполагается, что оно первоначально означало "заговаривать". Это то же самое, что "обаивать", т.е. "околдовывать словами", от древнерусского "баяти" ("говорить"), откуда и "басня", "байка", "балагур", "баловать". Кстати, таково же исходное значение слов "волховать, волшебство" -  "говорить сбивчиво, неясно".  По сути, разница между колдовством и обаянием только в том, как именно  "заговаривают": намеренно – или непроизвольно. Колдовство потому и осуждалось практически у всех народов во все времена, что представляло собой своеволие человека, направленное на подчинение воли других людей,  воздействовало на них "насильно" и "сверхъестественно", в нарушение законов природы и "Божьего мира", а значит, в сотрудничестве с нечистой силой.

Обаяние – это колдовство, в котором нет ничего насильственного и сверхъестественного,  нет даже никакого умысла, злого или доброго.  Это завораживающая сила самих жизненных процессов, бессознательно выступающих в личности. В присутствии обаятельного человека и особенно в общении с ним мы, действительно, чувствуем себя завороженными,  как будто перенесенными в другое пространство и время, где всё живет с умноженной силой, где прозрачнее преграда между внешним и внутренним.  Обаяние - это неосознанный гипноз, когда человек чарует окружающих безо всякого намерения, просто потому, что полон жизни, которая своей энергетикой невольно заражает других, делает их соучастниками этого непрестанного движения мыслей, чувств, настроений. Обаятельные люди спонтанно-событийны, не навязывают себя, не насилуют восприятия.

Обаяние способно вызывать чувство, сходное с умилением. Мы умиляемся  ребенку, когда он произносит первые слова, делает первые шаги. Умиляемся зверушкам, малым тварям, которые добросовестно исполняют свое предназначение и находят себе место на пиру жизни. Умиляемся слабому, хрупкому, когда оно обнаруживает в себе силу.

Обаяние -  это непроизвольность, непосредственность,  незавершенность, сплошные "не", через которые совершается таинство жизни, ее движение навстречу нам. Обаяние - это беззащитность, которая обезоруживает. В нас природой или Богом встроен механизм милосердия, и обаяние - это совокупность таких милых и умиляющих проявлений открытости, наивности, которые вызывают желание помочь, поделиться своим теплом.

Обаяние –  это слабость, преисполненная достоинства, внутренней силы; или внутренняя сила, которая не боится проявить свою слабость.

2.  Умение быть собой

У Ги де Мопассана есть рассказ "Портрет", посвященный тайне обаяния. Сначала рассказчик встречается с мужчиной, слывущим покорителем женских сердец,  и пытается проникнуть в загадку его чар. "Красив он, конечно, не был. Он совершенно не обладал элегантностью..." Дальше выясняется,  что он не блещет особым умом или остроумием. В чем же "необъяснимое обаяние этого человека"?  В нем подкупает открытость, причем без надрыва, без исповеди, - он просто остается самим собой:

          "После нескольких минут разговора я вдруг почувствовал, что между нами установилась какая-то близость. Все двери были открыты, и, если бы он захотел, я, быть может, рассказал бы ему о себе такие вещи, в каких признаются обычно только самым старым друзьям.             Право, в этом была какая-то тайна. Преград, которые существуют между людьми…, между нами как бы не существовало, и, должно быть, их вообще не было между ним и всеми остальными людьми, которых сталкивал с ним случай."

          Потом рассказчик приходит к новому знакомцу в гости, видит портрет его матери, - и понимает, от кого тот унаследовал дар обаяния:

          "Она была настолько одна и настолько дома, что во всей этой большой гостиной я не замечал ничего, решительно ничего, кроме нее. Она была здесь одна, все заполняла собой, всему придавала уют... /.../О, какое бесконечное обаяние, нежное и ласковое..., исходило от этого темного портрета...!"

Обаяние - это светлая  аура, в которую другая личность вовлекается легко, как в свое собственное пространство (само слово "Аура" в древнегреческой мифологии означает "богиня легкого ветра"). Обаяние влюбляет в себя, поскольку это открывшаяся нам непроизвольность, непосредственность бытия другого человека снимает преграду между душами, а сама возможность такого слияния и переживается как влюбленность.

3.  Красота и обаяние

Красота – общеэстетическая категория,  которая относится и к неживой природе, и к живым существам. Но обаяние присуще только живым и притом одушевленным. Звезды, моря, горы, леса и луга бывают необыкновенно красивы, но вряд ли можно им приписывать обаяние, если только не в каком-то переносном смысле, одухотворяя и персонифицируя ("это была веселая, очень обаятельная звездочка").Но уже в животных заметны признаки обаяния, отличные от красоты. Какая-нибудь невзрачная шустрая дворняжка может превосходить обаянием красавца добермана-пинчера.

Выше уже отмечалось, что "обаять" - значит "заговаривать", т.е. выражать себя в словах и направлять силу их воздействия на других.  Следовательно,  только существа, способные к самовыражению,  могут быть обаятельными. Первоначально "обаяние" – именно словесная ворожба, но  постепенно оно оторвалось от связи с "речью" и стало  означать  просто чарующее воздействие, если не в словах, то в звуках, мимике,  жестах… Самовыражение предполагает свойственное всем одушевленным существам раздвоение: на внутреннее и внешнее, на "кто" и "что". Живое, подвижное, взаимоотношение между ними и есть источник обаяния. "Кто" постоянно меняет формы своего выражения и тем самым выступает как нечто невыразимое, как  возможность, не воплотимая ни в какую действительность. Этим, собственно, и отличаются одушевленные существа от неодушевленных предметов: в них есть открытость невоплощенного, энергия "заблуждения",  теплота несовершенства.

Напротив, красота в людях, если она не сопряжена с обаянием, может производить впечатление чего-то застылого, мертвенного, как "что", заслоняющее "кого". Правильность и совершенство, которые привлекают нас в кристаллах и цветах,  могут отчуждать и отталкивать в человеческих лицах. Противоположность обаятельной Наташе Ростовой у Л. Толстого – красавица Элен Курагина. В ней подчеркнута неподвижность, статуарность, словно она несет свою красоту, как маску. У нее "неизменяющаяся улыбка вполне красивой женщины". Она идет "прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины".  Именно потому, что красота свойственна и неживым явлениям, в человеке она может восприниматься как нечто отдельное от него самого,  как предмет, который можно выставлять напоказ и которым можно манипулировать.  В этом смысле красота корыстна -  поневоле ждет оценки со стороны, настраивается на нее, предлагая себя для созерцания. Красивые - красуются.  Красота напряжена необходимостью соответствовать самой себе, удостаиваться признания и похвал. При красивом человеке зачастую чувствуешь себя скованно,  как будто за тобой есть некий долг (удивления, восхищения).  Обаяние, напротив, раскрепощает, ему никто ничего не должен, оно щедро расточает себя, ничего не ожидая взамен.

Красота, согласно И. Канту, формальна, это целесообразность, лишенная представления о цели, как, например, самодостаточна красота цветка, коралла или орнамента. Обаяние, напротив,  это энергия движения, которое проявляется в разрыве и преодолении формы. Конечно, сама пластика движений тоже может быть красивой, как в балете или гимнастике. Но тогда следует говорить о форме самого движения, в котором важна соразмерность, симметрия, гармония: ничего лишнего. Обаятельно же такое спонтанное движение, которое раскрывает потенциальность и метаморфозы души.  На эту тему есть известное стихотворение Н. Заболоцкого  "Некрасивая девочка":

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

Здесь каждое слово указывает на признаки обаяния:  младенческая,  грация,  душа, движение…  Это и есть "огонь, мерцающий в сосуде".

Обаяние не имеет своей "субстанции", своего определенного проявления. Можно сказать, что симметрия красивее асимметрии, тонкая талия красивее толстого пуза, густые волосы красивее плеши... Но все эти "параметры" неприменимы к обаянию, потому что, как магия жизненности, оно проявляется в самых противоположных и неожиданных  качествах. Не только быстрота и ловкость, но и замедленность, даже неуклюжесть бывают обаятельны. Ведь сама жизнь то убыстряется, то замедляется, выражаясь то бунтом, то смирением... Быстрота обаятельна как воплощение живости, но на фоне ударного производства или среди энергичных предпринимателей, непрерывно ускоряющихся ради профита, замедленность может выглядеть обаятельной, как, например, у платоновского Вощева, уволенного "вследствие  роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда" ("Котлован").

Вероятно, самый обаятельный персонаж русской литературы второй половины 20 в. - Веничка Ерофеев, который  официальному культу эффективности, героике труда противопоставляет свое кредо: "все должно происходить медленно и неправильно".  Столетиями во всем мире прославлялась энергия, в самых разных ее проявлениях: кинетическая и потенциальная, энергия души и тела, энергия коллектива и индивида, энергия революции и строительства, энергия космическая и политическая... И вот в стране всех освоенных видов энергии нашелся, наконец, человек, подавший обаятельный пример убыли энергии. "О, если бы весь мир, если бы каждый в мире был бы, как я сейчас, тих и боязлив… — как хорошо было бы! Никаких энтузиастов, никаких подвигов, никакой одержимости! — всеобщее малодушие". Боязливость и малодушие – это проявление живого в мире, где энергия и героика приобретают механические и умерщвляющие свойства.

Tags: beauty, charisma, charm, life
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments