Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Category:

Почему "бедная"?

В некоторых отзывах звучит сомнение, подходит ли название "бедная вера" для веры вне конфессий. Конечно, суть не в названии, а в самом феномене. Можно назвать его "неконфессиональная вера", "свободная вера", "независимая вера", "несвязанная вера", "стихийная вера", "одинокая вера" и т.д. Однако эпитет "бедная" мне представляется более точным. Четыре причины:


1.Понятие "бедная вера" уже имеет свою тридцатилетнюю историю, оно возникло в 1982 году по аналогии с «бедным театром» знаменитого польского режиссера Ежи Гротовского. В этом театре не было ни сцены, ни костюмов, ни масок, ни бутафории - актеры просто жили на пределе своей человечности и вовлекали в процесс зрителей. Они не перевоплощались, а как бы развоплощались. У бедной веры тоже нет ничего кроме прямого предстояния Богу. Ни храмов, ни обрядов, ни догм, только обращенность к Богу здесь и сейчас, один на один.

2. "Бедный" в данном случае звучит не пренебрежительно; вообще это слово в религиозном контексте имеет положительную коннотацию. "Блаженны нищие духом" (т.е. во имя духа). Иисус богатому юноше: "Пойди и раздай имение свое". Бедные верующие не имеют не только материального, но и символического капитала в виде общепризнанных вероисповедных традиций, церковных зданий, общественного престижа, "имиджа". В этом смысле вера мытаря была бедной, смиренной, покаянной, а вера  фарисея - богатой, горделивой, притязающей на обретение Царства.

3. "Бедность" соответствует апофатической теологии, которая отрицает возможность познания Бога или представления его в каких-то положительных образах, символах, определениях. Дионисий Ареопагит так писал о Боге как Причине Всего: "Подобает, между тем, Ей как всеобщей Причине приписывать все качества сущего и еще более подобает их отрицать, поскольку Она превыше всего сущего..." И далее: "Она не душа, не ум; ни воображения, или мнения, или слова, или разумения Она не имеет ; и Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не уразумеваема; Она и не число, и не порядок, не величина и не малость, не равенство и не неравенство, не подобие и не отличие; и Она не стоит, не движется, не пребывает в покое, не имеет силы и не является ни силой, ни светом; Она не живет и не жизнь; Она не есть ни сущность, ни век, ни время; Ей не свойственно умственное восприятие; Она не знание, не истина, не царство, не премудрость; Она не единое и не единство , не божественность или благость; Она не есть дух в известном нам смысле, не сыновство, не отцовство , ни что-либо другое из доступного нашему или чьему-нибудь из сущего восприятию; Она не что-то из не-сущего и не что-то из сущего; ни сущее не знает Ее такой, какова Она есть , ни Она не знает сущего таким, каково оно есть; Ей не свойственны ни слово, ни имя, ни знание..." Бедная вера отражает это "не", лежащее в основе Богопознания.

4. Слово "бедный" этимологически родственно латинскому "fides", верa (отсюда и "фидеизм", т.е. мировоззрение, основанное на вере). Связь такая: "быть бедным, неимущим – приносить жертву – верить в Бога". Так что "бедная вера" - это своего рода смысловой повтор и усиление.
Tags: minimal religion, poor faith
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment