Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Categories:

Фигура мудрости - тавтология

Больной, выздоравливая после перелома: доктор, что мне делать, чтобы заново начать ходить? Ответ: ходить. Тавтологическая правда жизни: чтобы ходить, нужно ходить. Этот глагол можно заменить любым другим - правда останется. Чтобы любить, нужно любить . Чтобы жить, нужно жить .

Вообще из всех языковых фигур мудрость выбирает тавтологию. "Люди есть люди" (несовершенны). "Закон есть закон" (нужно исполнять). "Ребенок есть ребенок" (пусть пошалит) . "Отец есть отец" (пусть простит). Впрочем, это не совсем тавтологии (типа "масло масляное"), поскольку первое слово – субъект суждения, а второе - предикат ("люди есть люди"), или первое – цель, а второе - средство ("чтобы жить, нужно жить"). И вот оказывается, что сам предмет и есть своя главная сущность, а средство к достижению цели – в ней самой. Так язык делает шаг к определению вещей, чтобы к ним и вернуться; это не топтание на месте, а смиренный круг, точнее, спираль, восхождение блудной мысли под покров мудрости. Идеально этa нетавтологичность тавтологий выразилась у Пиндара: "стань тем, кто ты есть!"

*
Многое, однако, зависит от того, кто говорит. У одного тавтология прозвучит как механический повтор, а другой произнесет: "люди"... помедлит... помолчит... подумает... окинет мысленным взором весь круг референтов этого понятия... заключит: "это люди" – и прозвучит это как откровение. Разница в том, сколько молчания и опыта внесено в тавтологию, как дуговая растяжка между ее началом и концом.

Собственно, между обывателем и мыслителем внешняя разница тоже не велика: халат, кресло, домоседство, изо дня в день одно и то же. Но один остается там, где был всегда, а другой возвращается в свой халат и кресло из дальних странствий (пусть только мысленных), повидав мир и людей. Для него люди – это... это... (скольких он повидал, успел оценить, разочароваться, сравнить с собой, снова очароваться...) – это люди. Он не долбит в одну точку, а совершает широкий круг, с исходом и возвратом. Можно сказать, что между обывателем и мудрецом – тоже отношение тавтологии. Сидит на своем месте - и сидит на своем месте. Человек как все – он и есть всечеловек. Обывает – округляет собой бытие.

*
Кант различает аналитические и синтетические суждения. Первые ничего не добавляют к предмету, а просто раскрывают присущие ему свойства, например, "золото – это желтый металл". Вторые добавляют к предмету то, что в нем самом не содержится, и требуют знания и опыта. "За золото не купишь ни любви, ни дружбы" - это синтетическое суждение. Вопрос: к какого рода суждениям относятся наши тавтологии? Казалось бы, это пример чистой, даже вырожденной аналитичности, поскольку они ровно ничего не добавляют к исходному понятию предмета. "Люди есть люди" – а кто же еще? Но не зависит ли аналитичность или синтетичность суждений от того, кто их произносит и что в них вкладывает, от автора и контекста? "Люди" в первой позиции – это вид живых существ, разряд биологической классификации, а во второй – "существа, страдающие от собственного несовершенства и потому заслуживающие снисхождения". Если так, то суждение "люди есть люди" вполне синтетическое, основанное на немалом опыте. И напротив, какое-нибудь по виду синтетическое суждение может в чьих-то устах звучать как аналитическое, чистый повтор: "все журналисты - продажные", "собака – друг человека" (такими "синтетическими тавтологиями" набит флоберовский "Лексикон прописных истин").
Tags: language, philosophy, tautology, wisdom
Subscribe

  • Любовь непристойнее секса?

    Вышли из типографии два тома, на которые разделилась книга "Любовь". Это инициатива издательства Рипол-классик, которое два года назад…

  • О сделанном.

    Возникает хороший обычай — накануне Нового года делиться с друзьями всем сделанным за минувший год, отдавая ему дань уважения, прежде чем с…

  • Выбрано Слово года в России.

    Им стало — " обнуление". Удивительно, что внутриполитическое событие перевесило глобальное значение пандемии, глубоко…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments