Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Category:

Статистика бедной религии

Представьте себе молодого человека из типичной советской семьи, на протяжении трех-четырех поколений начисто отрезанной от каких-либо религиозных традиций. И вот теперь, слыша в своей душе некий призыв свыше, голос Божий, этот молодой человек никак не может определить, куда же ему идти, под крышей какого храма укрыться. Все исторические религии ему равно далеки, а голос раздается все ближе и ближе. Молодой человек идет в православный храм - и сталкивается со вполне определенной системой догм и обрядов, которая кажется ему слишком тесной для этого вселенского чувства. Он идет в католический храм, в синагогу, к баптистам - и всюду видит исторически сложившиеся формы богопочитания, тогда как ему хочется знать Бога целым и неделимым. Человек ищет веры - а находит вокруг одни только вероисповедания.

Вот в этом разрыве между верой и вероисповеданиями и возникает бедная религия, не имеющая ни устава, ни книг, ни обрядов. Именно безверие советских лет сформировало такой тип современного человека, про которого нельзя определенно сказать ни "православный", ни "иудей", ни "мусульманин" - но просто "верующий".

Таких бедных верующих уже в 1990-е гг. оказалось едва ли не больше, чем исповедующих какую-либо определенную веру. Поразительные цифры приведены в работе Людмилы Воронцовой и Сергея Филатова "Религиозность и политическое сознание в постсоветской России":
"Основной соперник православия - не другие религии, но быстро растущая категория людей вне конфессиональной принадлежности - "просто христиан". Их число выросло в 2,5 раза за три года, 1989-1992, и в 1992 составило 52% населения, тогда как число православных (всех юрисдикций) понизилось". (Lyudmila Vorontsova and Sergei Filatov, "Religiosity and Political Consciousness in Postsoviet Russia, " Religion, State and Society, Keston Institute (England), vol. 22, No.4, 1994, p. 401).

Более свежие данные - опрос, проведенный фондом "Общественное мнение" и исследовательской службой "Среда" весной 2011 г. В нем участвовали 1500 респондентов от 18 лет из 44 регионов страны. Подавляющее большинство россиян 82%, верит в Бога. При этом 27% опрошенных считают себя верующими, но не соотносят свою веру с какой-либо религией. Это треть от числа всех верующих. Среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет таких респондентов уже 34% от всех опрошенных, т. е. 41,5% от числа верующих, а среди студентов 38%, т.е. 46,3% от числа верующих - почти половина.

Наконец, в декабре 2012 г. были объявлены результаты самого масштабного социологического опроса, охватившего 56 900 человек в 79 субъектах Российской Федерации. Он проводился службой «Среда» в рамках проекта «Атлас религий и национальностей» («АРЕНА»). На принадлежность к русской православной церкви указали 41% опрошенных. Вторая по численности группа — 25%, те, кто просто верит в Бога, но не исповедует какую-либо конкретную религию. На третьем месте — атеисты, 13%. Мусульман 6,5%. Таким образом, бедные верующие составляют четверть населения страны. К ним отчасти можно причислить и 4,5% "экуменистов" - христиан, которые не относят себя к определенным конфессиям.

Как видим, данные разных исследований за последние 20 лет сильно колеблются, но в любом случае очевидно, что "бедная вера" - это не фантазия, а реальность духовной жизни. Это религия без дальнейших определений, столь же прямо и цельно предстоящая Богу, как целен и неделим сам Бог.

http://www.online812.ru/2012/12/18/010/
Tags: minimal religion, polls, religion
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments