Михаил Наумович Эпштейн (mikhail_epstein) wrote,
Михаил Наумович Эпштейн
mikhail_epstein

Categories:

Доброта невзначай

Сегодня, 17 февраля, - День спонтанного проявления доброты (random kindness), одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. Этот праздник имеет общемировое значение, его отмечают добрыми делами вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений.
Способы рассеивания доброты разнообразны и непредсказуемы, каждый решает за себя, чем именно он может помочь людям. Существенно, что это не просто доброта, но спонтанная, рассеянная доброта, как бы случайная, "любительская", не превращенная в некую систему или профессиональный долг. Доброта невзначай, по прихоти сердца.

В России этот праздник пока еще мало известен, хотя идея, возможно, возникла именно в России. Одно из первых описаний этого движения - под названием "поможенства" – в  кн. "Новое сектантство" (1984).

ПоможЕнцы ставят свой задачей помогать всему хорошему и естественному, происходящему в мире. Горит костер - они бросают в него сухую ветку, чтобы не погас. Летучее семя с дерева упало на камень - они поднимут его и бросят на рыхлую почву, чтобы проросло.  С приходом весны их часто можно видеть около детских площадок, газонов, водостоков, тающих сугробов: они прокладывают путь ручейкам, чтобы дело весны спорилось быстрее. Но заниматься этим систематически они считают ненужным и даже вредным. Только то, что бросается в глаза случайно, мимоходом, - только оно и должно быть исправлено, в соответствии со своей же природой, чтобы растущее могло расти, текущее течь. Совершая же помощь из принципа, системно, легко нарушить естественные процессы и загубить то самое, чему стремишься помочь.
Помощь должна рассеиваться в мире с той же щедростью и ненавязчивостью, с какой помогает нам Господь. Если бы Он возводил добро в принцип, мы бы уже давно жили в благополучии, не знали бы зла, но тогда и мир был бы другим - без свободы, без случайности. Ведь подлинное добро, если оно исходит от Бога, совершается силой самих вещей, без внешнего вмешательства, без руки помощи, протянутой с небес.  Будем подражать Господу и содействовать добру, не меняя предназначенного хода событий, не вторгаясь в святую святых Замысла. Помощь - не мощь, а лишь слабое вспоможение, случайное и не обременительное ни для чьей свободы. Будем дилетантами добра!

Типичным поможенцем является некрасовский дед Мазай, который помогает зайцам выбраться из разлива, но при этом ничуть не сомневается, что в другое время года на них нужно ходить с ружьем. Поможенцы считают, что такое случайное добро глубже являет свою свободную сущность, чем его последовательное и целенаправленное осуществление, которое чаще всего превращается в систему насильственного добра, типа революции, загоняющей людей железной рукой к счастью.

Когда умер один из самых  деятельных поможенцев, некоторые говорили: "Как жалко, что такой добрый человек не успел принять православия", другие: "Жаль, что он не был баптистом". Им можно ответить: "Если вы жалеете, что он не был с вами, то почему вы сами не были с ним?"

Поможенцев иногда называют "добротАинцами", поскольку они следуют евангельскому предписанию о том, что все доброе должно делаться в тайне - не только от других, но и от себя, чтобы левая рука не ведала, что творит правая, подающая милостыню.

Поможенцы редко предлагают свою помощь - но еще реже ждут, когда их попросят о ней. Они развивают в себе интуитивное понимание чужой слабости и беспомощности и готовы импульсивно откликнуться на нее. В трудные минуты они появляются неведомо откуда, а потом бесследно растворяются в потоке жизни. Мы мало знаем о том, что движет этими людьми.
Поможенцы – ранние предтечи того движения, которое ныне известно как "Random Acts of Kindness".
Tags: feast, kindness
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments