?

Log in

No account? Create an account

Клейкие листочки

Человекобог 21-го века

Journal Info

Long Island
Name
Михаил Наумович Эпштейн
Website
интеЛнет

Человекобог 21-го века

Previous Entry Share Next Entry
Long Island

И вчерашнее солнце на черных носилках несут
                                                                (О.Мандельштам).

Почти во всех книжных магазинах Германии, Англии и США на прилавкe, ближайшем ко входу, лежит книга Юваль Ной Харари «Homо Deus: краткая история будущего». Книга очень яркая и по сути мрачная — как отблеск черного солнца Апокалипсиса. Ее заглавие по-русски можно передать как "человекобог" — известный термин русской философии, прозвучавший у героев Достоевского. Христос — Богочеловек, т.е. Бог ставший человеком; человекобог, напротив, — это человек, пожелавший стать Богом и отменивший всякую религию, кроме религии самого себя. Человек — солнце нового мира. И вот Харари провозглашает восход этого нового солнца — и тут же хоронит его, поскольку торжество человека оказывается его концом. Торжество алгоритмов и "больших данных", т.е. самодовлеющего информационного процесса, вытеснит человека из истории. Не только из технической, но и из гуманитарной цивилизации, поскольку компьютер будет знать человека лучше, чем он сам.

Поначалу мне показалось, что сам Харари неоднозначно относится к религии датаизма (dataism), что остается место тайному сарказму. Что это своего рода "голос" в полифоническом целом. Ну не может же умнейший и одареннейший автор книги всерьез считать, что внутреннее измерение человека, его "познай себя", его воля, желание, страсть, вера, могут и должны быть переданы в ведение суперкомпьютеров. Конечно, современная естественная наука очень грешит физикализмом, материализмом, натурализмом, но это вполне естественная аберрация со стороны философствующих физиков, космологов, компьютерщиков, которые выдают свой уровень изучения материи за базовый и всеопределяющий. Харари — историк, гуманитарий, и тем более досадно, что его книга стала манифестом пораженчества человеческого рода. Голос датаизма — а может быть, правильнее сказать "дататеизма" (datatheism, теизм данных), — это голос самого Харари, в чем можно убедиться, прочитав его статью, предшествовавшую выходу книги.

Рекомендую также прекрасную рецензию Александра Гениса в "Новой газете".

Powered by LiveJournal.com